Т.В. Алесинская
Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». Часть 2
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 50 с.
Предыдущая |
10. Лидерство и стиль управления
По материалам текста «Негодяй Балмер» и художественного фильма «Office Space», США, 1999 г.
10.1. Цели практического занятия
1. Познакомиться с примерами практической реализацией лидерских стилей, типов власти, взаимоотношения руководителей и подчиненных, управления персоналом, других аспектов менеджмента.
2. Закрепить основные понятия темы лидерства, стилей управления, типов власти и др.
3. Знать основные теории и модели лидерства, типы власти, их преимущества и недостатки, ситуации применимости.
4. Уметь оценивать адекватность тех или иных лидерских стилей, типов власти конкретным условиям в организации.
10.2. Порядок выполнения работы
1. Перед занятием студенты повторяют лекционный материал по темам: «Общие функции менеджмента и связующие процессы», «Руководство: власть и партнерство», «Лидерство и стиль управления».
2. Студенты работают над заданием индивидуально или в парах.
3. Предварительно дома студенты читают текст «Негодяй Балмер» [11] и отвечают на вопросы к тексту.
4. Предварительно дома студенты смотрят художественный фильм «Office Space» («Офисное пространство», режиссер – Майкл Джадж, сценарий Майкла Джаджа, в ролях: Рон Ливингстон, Дженнифер Энистон, США, 1999 г.).
5. По результатам просмотра фильма студенты определяют представленные лидерские стили, типы власти и другие понятия, аспекты, методы и т.п. менеджмента, которые перечисляют в отчете по практике.
6. Отчет по работе в электронном виде выкладывают на кампус (дата и время оговариваются заранее).
7. Во время занятия происходит обсуждение студенческих ответов и аспектов менеджмента, представленных в тексте и фильме.
Контрольные вопросы
Зачетный минимум:
1) понятие влияния, власти, подчинения власти;
2) формальная и реальная власти;
3) чем определяется уровень власти, которой обладает человек?
4) власть над подчиненными и власти подчиненных;
5) понятие баланса власти;
6) основы (типология) власти;
7) понятия руководителя, руководства, лидерства;
8) характеристика основных подходов к лидерству;
9) понятия стилей управления, руководства, соподчинения;
10) характеристика стилей руководства различных моделей и теорий лидерства:
- автократично-либеральный континуум стилей руководства;
- континуум стилей лидерства Лайкерта, 4 системы Лайкерта;
- параметры классификации стилей лидерства, комбинации размерностей стилей руководства по классификации университета Огайо;
- параметры классификации стилей лидерства, стили управленческой решетки Блэйка и Мутона;
- три фактора, влияющие на поведение руководителя согласно модели Фидлера, суть модели Фидлера;
- подхода Митчела и Хауса «путь–цель»;
- понятие зрелости теории жизненного цикла П.Херсея и К.Бланшара, параметры классификации и стили лидерства;
- модель принятия решений по Вруму-Йеттону.
Дополнительные вопросы:
1) преимущества и проблемы различных типов (основ) власти;
2) ситуации применимости типов власти;
3) соотношение понятий «лидер» и «руководитель»;
4) мнения Блэйка и Мутона, Фидлера о наиболее эффективном лидерском стиле;
5) методы повышения общего уровня руководства в соответствии с моделью Фидлера;
6) с какой из теорий мотивации связан подход Митчела и Хауса «путь-цель»;
7) приемы, с помощью которых руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации согласно подходу «путь-цель»;
8) охарактеризуйте типы власти и стили лидерства героев фильмов «Мы, нижеподписавшиеся», «Премия», «Good Year».
Предыдущая |