BizLog - деловое общение

Объявления

Т.В. Алесинская
Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». Часть 2

Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 50 с.

Предыдущая

2. Департаментизация и построение организационной структуры управления

Ситуация для анализа «Децентрализация командования тактическими ВВС США», задание «Разнесение подразделений по сферам деятельности», учебное видео «Успешное изменение организационной структуры»

2.1. Цели практического занятия

1.  Усвоить суть процесса департаментизации, закрепить знания типов организационных структур управления.

2.  Понимать содержание деятельности типовых подразделений и должностей производственного предприятия, уметь относить их к соответствующим функциональным сферам деятельности предприятия.

3.  Усвоить суть понятий централизации и децентрализации управления, их проблемы и преимущества, ситуационность их применения.

4.  Изучить основные понятия, факторы, типовые ошибки, подходы и рекомендации применительно к построению организационной структуры управления.

2.2. Порядок выполнения работы

1.  Перед занятием студенты повторяют лекционный материал по темам «типы организаций по взаимодействию подразделений», «типы организаций по взаимодействию с внешней средой», «элементы организационных отношений», «этапы функции организации».

2.  Студенты работают либо в парах, либо индивидуально.

3.  Предварительно дома студенты выполняют задание «Разнесение подразделений по сферам деятельности» (см. п.2.4) и выкладывают ответы на кампус (дата и время оговариваются заранее).

4.  Предварительно дома студенты с использованием лекционного материала изучают практическую ситуацию «Децентрализация командования тактическими ВВС США» [12, гл.12], отвечают на вопросы в электронном виде и выкладывают ответы на кампус (дата и время оговариваются заранее).

5.  В первой части занятия происходит обсуждение результатов присланных работ.

6.  Во второй части занятия происходит интерактивный просмотр и обсуждение учебного видеофильма «Успешное изменение организационной структуры» [19].

2.3. Методические указания к выполнению задания «Разнесение подразделений по сферам деятельности»

Задание

Проанализируйте подразделения и должности предприятия с целью отнесения их к одной и следующих основных сфер деятельности: общее управление; финансовое управление; производство; маркетинг; НИОКР. Результаты работы представьте в виде табл.2.1.

Таблица 2.1

Сферы деятельности производственного предприятия

Общее управление

Финансовое управление

Производство

Маркетинг

НИОКР

номера подразделений или должностей

№…

№…

№…

№…

№…

№…

№…

№…

№…

№…

Будьте готовы на практическом занятии аргументировать свое решение.

Список подразделений и должностей предприятия

1. Директор.

2. Зам.директора по общим вопросам.

3. Зам. директора по кадрам.

4. Зам. директора по производству.

5. Зам. директора по экономическим вопросам.

6. Зам. директора по капитальному строительству.

7. Главный инженер.

8. Главный бухгалтер.

9. Отдел сбыта.

10. Финансовый отдел.

11. Отдел внешней кооперации.

12. Отдел главного конструктора.

13. Центральная бухгалтерия.

14. Отдел техники-безопасности.

15. Отдел планово-экономический.

16. Производственно-диспетчерский отдел.

17. Отдел кадров.

18. Отдел материально-технического обеспечения.

19. Отдел обучения и подготовки кадров.

20. Отдел организации труда и заработной платы.

21. Отдел жилищно-коммунальный.

22. Цеха основного производства.

23. Отдел главного металлурга.

24. Отдел главного энергетика.

25. Отдел административно-хозяйственный (ремонт бытовых и офисных помещений, коммунальной сферы, уборка, замена мебели).

26. Отдел материальных нормативов.

27. Отдел инструментальный.

28. Отдел научной организации труда.

29. Отдел социального развития.

30. Отдел капитального строительства.

31. Отдел главного технолога.

32. Отдел главного механика.

33. Юридический отдел.

34. Начальник отдела технического контроля.

35. Охрана военизированная и противопожарная.

36. Помощник директора по бытовым вопросам.

37. Транспортный цех.

38. Бюро рационализации и изобретательства.

39. Зам. главного инженера по технической подготовке производства.

40. Ремонтно-механический цех.

41. Центральная заводская лаборатория.

42. Лаборатория технико-экономических исследований.

43. Экспериментальный цех.

44. Тарный цех.

45. Детские учреждения.

46. Дома отдыха.

47. Пионерские лагеря.

48. Энергетический цех.

49. Инструментальный цех.

50. Культурно-бытовые учреждения.

51. Строительные участки.

52. Медицинские учреждения.

Контрольные вопросы

Зачетный минимум:

1)  аргументация отнесения каждого из подразделений или должностей к конкретной сфере деятельности предприятия;

2)  ответы на вопросы по ситуации для анализа «Децентрализация ВВС США»;

3)  понятия разделения труда и специализации, типы специализации труда;

4)  понятие департаментизации, ее типы;

5)  типы связей в организации;

6)  понятие координации;

7)  масштаб управляемости, его типы;

8)  иерархия управления, уровень управления, цепь команд, скалярный процесс;

9)  механистический и адаптивный типы организационных структур управления;

10) основные виды организационных структур управления.

Дополнительные вопросы:

1)  преимущества и проблемы специализации;

2)  преимущества и проблемы различных типов департаментизации;

3)  методы координации;

4)  ситуационные факторы, влияющие на масштаб управляемости и на вид организационной структуры;

5)  используются ли на практике типы структур управления в чистом виде, почему, примеры;

6)  принципы построения организационной структуры;

7)  методы оценки деятельности подразделений и их сотрудников.

 

Предыдущая