Г.Б. Баканов
Управление персоналом
Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014
Предыдущая |
Управление поведением организации
1. Понятие поведения персонала.
Поведение человека – совокупность осознанных социально-значимых действий, обусловленных, занимаемой позицией.
Поведение человека в организации определяется следующими факторами:
1. Его собственными личностными чертами.
2. Условиями формирования индивидуальной деятельности (особенности группы, в которую включен работник; условиями совместной деятельности, своеобразием страны, в которой работает человек).
Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной системы, память) и социальных факторов (образование, жизненный опыт, привычки, круг общения).
Любая личность характеризуется:
1. Общие качества (ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность).
2. Специфические свойства (способность заниматься тем или иным видом деятельности: музыкальный слух, системное мышление, лидерские качества человека).
3. Подготовленность к определенному виду деятельности (знания, умения, навыки).
4. Направленность (ориентированность, социальная активность, возникающая под воздействием социальных мотивов: интересы, стремление, идеологические убеждения).
5. Определенный склад характера.
6. Биологически обусловленные особенности (темперамент).
7. Психологические особенности (диапазон деятельности: глубина и ширина; стиль работы, динамика психики: возбудимость).
8. Психологическое состояние – стойкие психологические явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (апатия, агрессия, возбуждение),
В качестве основополагающих начал поведения человека выделяют следующие 3 компонента:
1. Мотивация.
2. Восприятие.
3. Критериальная основа.
Восприятие – процесс организации и интерпретации представлений об окружающем мире; активная, полусознательная деятельность по приему и переработке информации (только значимой).
На восприятие оказывают влияние следующие обстоятельства как объективного, так и субъективного характера:
1. Ситуация, в которой поступает информация или происходит знакомство.
2. Глубина видения реальной ситуации.
3. Личностные и социальные характеристики воспринимаемого объекта.
4. Стереотипы и предрассудки.
Стереотипы – стандартный набор упрощенных представлений о сложных явлениях и объектах окружающей деятельности, содержащих их одностороннее описание, принимаемое за полное.
Предрассудки – оценки, сложившиеся до того как оформилось представление об объекте.
К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор и принятие решения по поводу его поведения.
Критериальная основа человека складывается из следующих компонентов:
1. Расположение к людям, событиям, процессам. Наиболее важными для эффективного управления являются 3 типа расположения: удовлетворенность работой, увлеченность работой, приверженность организаций.
2. Совокупность ценностей, разделяемых данным человеком (совокупность стандартов и критериев, которыми человек следует в своей жизни, принимая решения или осуществляя действия путем соответствующей оценки, происходящих вокруг него явлений и процессов). Группы ценностей: ценности, относящиеся к цели жизни или к желаемым результатам, а также относящиеся к средствам достижения целей.
3. Верования, которых придерживается человек.
4. Принципы, которыми руководствуются люди в своем поведении.
2. Факторы, определяющие поведение личности.
1. Круг общения: личный (включает эмоциональные связи), служебный (определяется должностными инструкциями). Выделяют круг ближайшего общения (не более 5 человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации), периодические общения (рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации), эпизодические общения (охватывают всех сотрудников организации и личных знакомых).
2. Роль, характеризующая совокупность действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими состояниями и местом в управленческой иерархии. На ролевое поведение влияют характер индивида, использование им своей роли, ее приемлемость для индивида.
3. Статус – оценка окружающими личности данного субъекта и используемой им роли, определяющая его реальное и ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида.
3. Типы включения человека в организацию.
У работника есть 2 степени свободы в построении своего поведения в организации:
1. Принимать или не принимать существующие в организации формы и методы поведения.
2. Принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее философию.
1- приспособленец: характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, но старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации;
2- бунтарь: не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации и все время входит в противоречия с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Выполнение функций руководства или подчинение воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест и даже озлобление.
3- оригинал: возникает много трудностей во взаимоотношении с коллегами и руководством;
4- преданный и дисциплинированный член организации: старается вести себя т.о., чтобы своими действиями никак не входить в противоречия с интересами организации.
Предыдущая |