BizLog - деловое общение

Объявления

Г.Б. Баканов
Управление персоналом

Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014

Предыдущая

Управление поведением организации

1.  Понятие поведения персонала.

Поведение человека – совокупность осознанных социально-значимых действий, обусловленных, занимаемой позицией.

Поведение человека в организации определяется следующими факторами:

1.  Его собственными личностными чертами.

2.  Условиями формирования индивидуальной деятельности (особенности группы, в которую включен работник; условиями совместной деятельности, своеобразием страны, в которой работает человек).

Черты личности складываются под влиянием природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной системы, память) и социальных факторов (образование, жизненный опыт, привычки, круг общения).

Любая личность характеризуется:

1.  Общие качества (ум, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность).

2.  Специфические свойства (способность заниматься тем или иным видом деятельности: музыкальный слух, системное мышление, лидерские качества человека).

3.  Подготовленность к определенному виду деятельности (знания, умения, навыки).

4.  Направленность (ориентированность, социальная активность, возникающая под воздействием социальных мотивов: интересы, стремление, идеологические убеждения).

5.  Определенный склад характера.

6.  Биологически обусловленные особенности (темперамент).

7.  Психологические особенности (диапазон деятельности: глубина и ширина; стиль работы, динамика психики: возбудимость).

8.  Психологическое состояние – стойкие психологические явления, присущие человеку в течение сравнительно длительного периода времени (апатия, агрессия, возбуждение),

В качестве основополагающих начал поведения человека выделяют следующие 3 компонента:

1. Мотивация.

2. Восприятие.

3. Критериальная основа.

Восприятие – процесс организации и интерпретации представлений об окружающем мире; активная, полусознательная деятельность по приему и переработке информации (только значимой).

На восприятие оказывают влияние следующие обстоятельства как объективного, так и субъективного характера:

1.  Ситуация, в которой поступает информация или происходит знакомство.

2.  Глубина видения реальной ситуации.

3.  Личностные и социальные характеристики воспринимаемого объекта.

4.  Стереотипы и предрассудки.

Стереотипы – стандартный набор упрощенных представлений о сложных явлениях и объектах окружающей деятельности, содержащих их одностороннее описание, принимаемое за полное.

Предрассудки – оценки, сложившиеся до того как оформилось представление об объекте.

К критериальной основе поведения человека относятся те устойчивые характеристики его личности, которые определяют выбор и принятие решения по поводу его поведения.

Критериальная основа человека складывается из следующих компонентов:

1.  Расположение к людям, событиям, процессам. Наиболее важными для эффективного управления являются 3 типа расположения: удовлетворенность работой, увлеченность работой, приверженность организаций.

2.  Совокупность ценностей, разделяемых данным человеком (совокупность стандартов и критериев, которыми человек следует в своей жизни, принимая решения или осуществляя действия путем соответствующей оценки, происходящих вокруг него явлений и процессов). Группы ценностей: ценности, относящиеся к цели жизни или к желаемым результатам, а также относящиеся к средствам достижения целей.

3.  Верования, которых придерживается человек.

4.  Принципы, которыми руководствуются люди в своем поведении.

2.  Факторы, определяющие поведение личности.

1.  Круг общения: личный (включает эмоциональные связи), служебный (определяется должностными инструкциями). Выделяют круг ближайшего общения (не более 5 человек, с которыми можно обсуждать любые проблемы, не боясь утечки информации), периодические общения (рассматриваются только официальные вопросы, регулярно возникающие в процессе функционирования организации), эпизодические общения (охватывают всех сотрудников организации и личных знакомых).

2.  Роль, характеризующая совокупность действий, ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными психологическими состояниями и местом в управленческой иерархии. На ролевое поведение влияют характер индивида, использование им своей роли, ее приемлемость для индивида.

3.  Статус – оценка окружающими личности данного субъекта и используемой им роли, определяющая его реальное и ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида.

3.  Типы включения человека в организацию.

У работника есть 2 степени свободы в построении своего поведения в организации:

1. Принимать или не принимать существующие в организации формы и методы поведения.

2. Принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее философию.

1-    приспособленец: характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, но старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации;

2-    бунтарь: не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации и все время входит в противоречия с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Выполнение функций руководства или подчинение воспринимается как насилие над личностью, посягательство на свободу, вызывает внутренний протест и даже озлобление.

3-    оригинал: возникает много трудностей во взаимоотношении с коллегами и руководством;

4-    преданный и дисциплинированный член организации: старается вести себя т.о., чтобы своими действиями никак не входить в противоречия с интересами организации.

Предыдущая