BizLog - деловое общение

Объявления

Г.Б. Баканов
Управление персоналом

Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014

Предыдущая

Кадровая стратегия и кадровая политика предприятия

1.  Стратегическое управление персоналом (УП).

Стратегическое УП – управление формированием конкурентоспособного трудового потенциала организации с учетом, происходящих и предстоящих изменений в ее внешней и внутренней среде, позволяющее организации выжить, развиваться и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

Цель стратегического УП – обеспечение скоординированного и адекватного состоянию внешней и внутренней среды формирования трудового потенциала организации в расчете на предстоящий длительный период.

Конкурентоспособный трудовой потенциал организации – способность ее работников выдерживать конкуренцию по сравнению с работниками аналогичных организаций.

Задачи, решаемые стратегическим УП:

1.  Обеспечить организации необходимым трудовым потенциалом в соответствии с ее стратегией.

2.  Сформировать внутрен6нюю среду предприятия т.о., что внутриорганизационная культура и ценностные ориентации создают условия и стимулируют производство и реализацию трудового потенциала.

Субъекты стратегического УП:

1.  Служба УП организации.

2.  Линейные и функциональные руководители высшего звена управления.

Объект стратегического УП – совокупный трудовой потенциал организации.

Конечным результатом стратегического УП является усиление кадрового потенциала организации за счет повышения его компетентности.

Компетентность персонала – совокупность знаний, умений, навыков и способов общения, достаточных для эффективного выполнения должностных обязанностей.

С т.зр. отношения к стратегическому управлению персоналом выделяют 3 типа организации:

1. Комплексно занимаются вопросами стратегического планирования и принимают элементы стратегического УП.

2. Используют методы стратегического УП.

3. Делегируют задачи стратегического характера службе УП.

Стратегическое УП может протекать эффективно только в рамках стратегического УП, под которым понимается упорядоченная и целенаправленная совокупность взаимосвязанных и взаимозависящих субъектов, объектов и средств стратегического УП.

Система стратегического УП строится на базе существующей оргструктуры управления. При этом выделяют 3 основные варианта организационного оформления системы:

1. Полное обособление системы в самостоятельную оргструктуру (опасность отрыва от оперативной работы).

2. Выделение органа стратегического управления в самостоятельную структурную единицу и формирование стратегических рабочих групп на базе подразделений системы УП.

3 Формирование системы  стратегического УП без обособления в структурные единицы (вопросам стратегического УП отводится второстепенная роль).

3.  Стратегия УП организации.

Стратегия УП - разработанное руководством организации, приоритетное, качественно определяемое направление действий необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионально ответственного и сплоченного коллектива, учитывающих стратегические задачи организации и ее ресурсные возможности.

Основные черты стратегии УП:

1.  Долгосрочный характер – направленность на разработку и изменения психологических установок, мотивации структуры персонала и всей системы УП.

2.  Связь со стратегией организации в целом. Учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды.

Факторы внешней среды:

1.  Факторы макросреды: факторы международного характера, политические, экономические, социально-демографические, правовые, экологические и культурные факторы.

2.  Факторы непосредственного окружения: местный рынок труда, его структура и динамика; кадровая политика конкурентов; рыночная инфраструктура.

Факторы внутренней среды:

1.  Кадровый потенциал организации.

2.  Структура персонала.

3.  Принципы, методы, стиль управления.

4.  Текучесть персонала.

5.  Уровень социальной защищенности персонала.

6.  Финансовые возможности персонала.

Составляющие стратегии УП:

1.  Условия и охрана труда, техника безопасности.

2.  Формы и методы регулирования  трудовых отношений.

3.  Методы разрешения производственных и социальных конфликтов.

4.  Установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе.

5.  Политика занятости в организации, включающая систему найма и использования персонала.

6.  Разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах.

7.  Разработка новых форм и систем ОТ.

8.  Разработка новых и использование существующих мер социального развития организации.

9.  Совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала.

10.  Совершенствование информационного обеспечения кадровой работы в рамках выбранной стратегии.

3.  Кадровая политика предприятия.

Кадровая политика – генеральное направление кадровой работы, совокупность приемов, методов, форм организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.

Принципы кадровой политики:

1.  Принцип одинаковой необходимости достижения  индивидуальных и организационных целей.

2.  Принцип соответствия.

3.  Принцип профессиональной компетенции.

4.  Принцип конкурсности.

5.  Принцип регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей.

6.  Принцип повышения квалификации.

7.  И другие.

При формировании кадровой политики учитываются факторы внешней и внутренней среды предприятия:

1.  Требования производства и стратегия развития предприятия.

2.  Финансовые возможности предприятия.

3.  Количественные и качественные характеристики имеющегося персонала.

4.  Конъюнктура рынка труда.

5.  Требования трудового законодательства, нормативные акты в области труда и социальной защиты.

Кадровая политика формирует требования к рабочей силе на стадии ее найма: требования к образованию, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки; отношения к КВ в рабочую силу; отношения к стабилизации коллектива; отношения к характеру подготовки новых работников на предприятии; отношения к внутризаводскому движению кадров.

Предыдущая