BizLog - деловое общение

Объявления

Г.Б. Баканов
Управление персоналом

Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014

Предыдущая

Адаптация персонала

1.  Понятие и виды адаптации персонала.

Адаптация с позиции ОУ – процесс приспособления работника к условиям внутренней и внешней среды предприятия.

Различают:

1.  Активная адаптация  - ситуация, при которой индивид стремиться воздействовать на окружающую среду с тем, чтобы изменить ее.

2.  Пассивная адаптация  - ситуация, при которой индивид не стремиться к воздействию и изменению среды.

С позиции СУ адаптация – процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управленческого воздействия.

По воздействию на работника выделяют:

1.  Прогрессивная адаптация – эффективность труда работников повышается.

2.  Регрессивная адаптация – снижение эффективности труда. Это может быть при пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием.

По степени включенности работников в производственный процесс:

1. Первичная производственная адаптация – первое вступление в постоянную трудовую деятельность.

2. Вторичная производственная адаптация – приспособление работников, имеющих опыт в профессиональной деятельности.

В структуре производственной адаптации выделяются следующие стороны:

1. Психофизиологическая адаптация – приспособление работника к новым физическим и физиологическим нагрузкам и новым физиологическим условиям труда (уровень монотонности труда,  санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, режим труда, внешние факторы воздействия).

2.  Профессиональная адаптация – приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Она выражается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями и навыками.

3. Социально-психологическая адаптация – приспособление и включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами, поведениями, особенностями межличностных отношений. Выражается в идентификации личностей с коллективом в целом или с какой-то его формальной или неформальной группой.

4. Организационная адаптация – усвоение работником своей роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей оргструктуре и осознание работником особенностей организационного и экономического механизма управления компанией.

2. Оценка результатов адаптации персонала.

Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью. Ее начало определяется началом деятельности работника в новых условиях.

Факторы, определяющие успешность адаптации:

1.  Объективность оценки персонала.

2.  Отработанность организационного механизма управления процесса адаптации.

3.  Гибкость системы обучения персонала.

4.  Особенности социально-психологического климата коллектива.

5.  Личностные свойства адаптированного сотрудника, связанные с его психологическими чертами, половозрастными характеристиками и т.д.

6.  Престиж и привлекательность профессии или работы по определенной специальности на данном предприятии.

Выделяют объективные и субъективные показатели, характеризующие степень адаптации.

Объективные показатели – уровень и стабильность качественных и количественных показателей труда (систематическое выполнение норм, качественное изготовление продукции, уровень трудовой дисциплины).

Субъективные показатели – уровень удовлетворенности профессией, условиями труда, коллективом.

Для характеристики психофизиологической адаптации используются показатели выработки и энергозатрат, показатели состояния сердечно-сосудистой системы, функций кровообращения.

Профессиональную адаптацию характеризуют: степень освоения норм времени, выход на средний уровень брака по вине работника.

Показатели, характеризующие социально-психологическую адаптацию: уровень психологической удовлетворенности человека производственной средой и отдельные ее компоненты.

3. Организация адаптации персонала:

1.  Проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника или консультанта с новым сотрудником.

2.  Интенсивные краткосрочные курсы для руководителей впервые вступающих в руководящую должность.

3.  Проведение организационно-подготовительной работы при нововведениях.

4.  Специальные курсы подготовки наставников.

5.  Использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником.

6.  Проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.

Предыдущая