BizLog - деловое общение

Объявления

Г.Б. Баканов
Стратегический менеджмент

Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.

Предыдущая

Тема 4. Стратегический анализ макроокружения

4.1. Методы и технологии стратегического анализа

После установления миссии и целей начинается диагностический этап процесса стратегического планирования -стратегический анализ. Основу информационного обеспечения составляет многоуровневое исследование по широкому спектру показателей и величин, влияющих на управление и результаты работы организации. В общем смысле анализ подразделяется на

-анализ внешней среды (анализ макроокружения и микроокружения)

- анализ внутренней среды. (рисунок 4.1)

Рисунок 4.1. Внешняя и внутренняя среда компании

Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой. Задача современного стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Макроокружение включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т.п.  Свойствами макроокружения являются:

- макроокружение это внешняя среда, на которую компания не может повлиять.

-макроокружение одинаково для всех работающих в ней организаций. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. и большинстве случаев не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации.

При этом важно иметь в виду, что:

1.  все компоненты макроокружения находятся в состоянии взаимодействия- изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому изменениям в других компонентах макроокружения, поэтому их изучение и анализ должны вестись системно с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.

2.  степень воздействия отдельных компонент окружения на различные организации различна в зависимости от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п.

Микроокружение — это та обстановка, в которой непосредственно действует организация. Ей соответствует понятие «ближнее окружение» организации. Свойствами микроокружения являются:

- микроокружение является специфической для данной организации, каждая организация обладает своей собственной микросредой, представляющей уникальное сочетание действующих факторов. Анализ микроокружения характеризуется такими основным компонентами как: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы. Изучение микроокружения организации направлена на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация сама может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.

Внутренняя среда. Вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации.

Внутренняя среда определяется количеством и качеством ресурсов, имеющихся в распоряжении организации по функциональным направлениям ее деятельности (например, производство, сбыт, исследования и разработки, кадры, финансы и т.п.). Наиболее простым методом исследования внутренних ресурсов является учет ключевых преимуществ и недостатков организации. Более сложный путь  это использование концепции «цепочки формирования стоимости», роль кадрового потенциала в реализации стратегии. (рисунок 4.2)

Рисунок 4.2 . Инструменты анализа внешней и внутренней среды компании

Предыдущая