BizLog - деловое общение

Объявления

Г.Б. Баканов
Стратегический менеджмент

Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.

Предыдущая

Тема 4. Стратегический анализ макроокружения

4.5.Использование сценариев для разработки стратегии

Чтобы лучше понять и уточнить наборы альтернативного развития в будущем, многие организации используют соответствующие сценарии. Такие сценарии позволяют менеджерам имитировать свою деятельность в условиях различных вариантов развития будущего. Сюда, как правило, входят тренды, образцы, события, основные допущения и динамика, обеспечивающая переход от текущего состояния окружающей среды к будущему.

Существует несколько приемов разработки сценариев:

1.  Установление контекста, в котором принимается стратегическое решение

В качестве контекста анализа решений служат сценарии.

2.  Выявление отдельных сил, действующих в макросреде

Этот шаг требует, чтобы менеджеры компании идентифицировали каждую отдельную «движущую силу» или источник изменения в рамках каждого сегмента макросреды, способного повлиять на конкретное будущее этой структуры бизнеса.

3.  Идентификация ключевых сил макросреды и их анализ

Отдельные силы макросреды всегда действуют взаимосвязанно. В связи с этим менеджеры должны проанализировать отдельные силы, чтобы выявить значимые для себя образцы, и определить, какие из них могут оказать самое сильное влияние на конкурентный позицию компании. Для этого необходимо рассмотреть следующие типовые вопросы:

-  В какой степени отдельные силы усиливают друг друга, мешают друг другу или действуют друг от друга независимо?

-  В каком виде проявляются каждое усиление, противодействие или независимость?

4.  Формулирование вопросов фундаментального характера типа «что, если»

В конечном счете содержание сценариев всегда строится на основе ответов на вопросы типа «что, если».

5.  Создание сюжета сценария и задание его логики

Следующий шаг связан с разработкой сюжета или истории, описывающей: каким образом будет разворачиваться сценарий).

Сюжет позволяет команде разработчиков сценариев, в состав которой входят менеджеры бизнес-единиц, функциональные специалисты и различные эксперты, рассмотреть, какая последовательность событий произойдет в случае наступления того или иного сценария.

6.  Определение конечных состояний

Результатом каждого сценария становится описание соответствующего состояния мира в конце анализируемого периода — конечное состояние.

 

7.  Последствия для стратегических решений

Сценарии только тогда будут для организаций полезными, когда лица, принимающие решения, используют их для следующих целей:

-  выявить потенциальные возможности, которые могут служить в качестве фокуса новых стратегических альтернатив;

-  идентифицировать угрозы имеющимся или планируемым стратегиям;

-  испытать одну или больше стратегий в рамках всего набора сценариев;

-  создать общий язык, облегчающий менеджерам взаимодействие друг с другом в хаотической и быстро изменяющейся внешней среде.

Предыдущая