Г.Б. Баканов
Стратегический менеджмент
Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.
Предыдущая |
Тема 6. Стратегическое оценивание активов
6.1. Роль активов в разработке и реализации стратегии
Одна из фундаментальных задач, связанных со стратегиями, с которыми сталкивается каждая организация, это определение, разработка и поддержание в необходимом состоянии требуемых активов.
Если исходить из целей разработки стратегии, актив — это то, чем организация владеет и что она может использовать в своих экономических целях. Для эффективного создания, управления и использования активов необходимо определить:
- что является активами. Действующие организации накапливают материальные и нематериальные активы, которыми они могут воспользоваться при реализации своих стратегий
- почему не всегда нужно владеть каким-то активом, чтобы пользоваться им в своих целях. Например, Amazon.com не имеет ни одного собственного портала, такого как у Yahoo, через который она выходит на большое число своих потребителей. Поэтому отношения с Yahoo для Amazon.com - очень важный актив, который она может использовать для обслуживания уже имеющихся потребителей и выхода на новых.
- как активы оцениваются. Активы имеют ценность, если их можно использовать для того или иного стратегического предназначения.
Необходимо различать активы компании и ключевые характеристики.
Любой процесс можно разбить на отдельные составляющие. Например, управление отношениями с потребителями можно разделить на следующие подпроцессы: идентификация потенциальных новых потребителей; изучение вариантов использования продукции; разработка и реализация программ обслуживания; повышение доверия и лояльности потребителей. Со временем операционные процессы сами начинают влиять на совокупность активов. Так, процесс разработки новой продукции, как правило, приводит к получению новых знаний о потребительских запросах, изменениях рынка и технологических разработках или же, процесс управления цепью поставок может привести к созданию более разнообразных отношений с поставщиками и продавцами, увеличению объемов готовой продукции, созданию новых производственных структур. Операционные процессы приводят к изменению конфигурации, а иногда и к трансформации запаса как материальных, так и нематериальных активов.
Показателем, насколько хорошо организация осуществляет те или иные операционные процессы или ее способности что-то делать, являются ключевые характеристики. В данном случае акцентируем внимание на слове «делать», чтобы более четко показать разницу между активами как запасами и ключевыми характеристиками как показателями, насколько хорошо организация выполняет свои операционные процессы. Если смотреть на положение дел с точки зрения разработки новой продукции, можно, например, определить, что анализируемая компания способна предлагать на рынке новую продукцию каждый год или в значительной степени модернизировать каждую товарную серию каждые 18 месяцев.
Предыдущая |