Г.Б. Баканов
Стратегический менеджмент
Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.
Предыдущая |
Тема 8. Ситуационный анализ
8.4. SWOT-анализ
SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т. В табл. представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе коммерческих фирм. Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, т. к. являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства и в слабые стороны. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как:
- уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,
- создают конкурентные преимущества на рынке,
- потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.
Потенциальные внутренние сильные стороны (S): |
Потенциальные внутренние слабости(W): |
Четко проявляемая компетентность |
Потеря некоторых аспектов компетентности |
Адекватные финансовые источники |
Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии |
Высокое искусство конкурентной борьбы |
Рыночное искусство ниже среднего |
Хорошее понимание потребителей |
Отсутствие анализа информации о потребителях |
Признанный рыночный лидер |
Слабый участник рынка |
Четко сформулированная стратегия |
Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации |
Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество |
Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами |
Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности |
Устарелые технология и оборудование |
Проверенное надежное управление |
Потеря глубины и гибкости управления |
Надежная сеть распределения |
Слабая сеть распределения |
Высокое искусство НИОКР |
Слабые позиции в НИОКР |
Наиболее эффективная в отрасли реклама |
Слабая политика продвижения |
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): |
Потенциальные внешние угрозы (Т): |
Возможности обслуживания дополнительных групп потребителей, ввода новых рыночных сегментов |
Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения |
Расширение диапазона возможных товаров |
Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей |
Благодушие конкурентов |
Ожесточение конкуренции |
Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки |
Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости |
Благоприятный сдвиг в курсах валют |
Неблагоприятный сдвиг в курсах валют |
Большая доступность ресурсов |
Усиление требований поставщиков |
Ослабление ограничивающего законодательства |
Законодательное регулирование цены |
Ослабление нестабильности бизнеса |
Чувствительность к нестабильности внешних условий |
Следует отличать благоприятные возможности отрасли и компании. Превалирующие и вновь возникающие благоприятные возможности в отрасли наиболее подходят компании, которая имеет конкурентные преимущества или другие возможности для роста. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
- Используются ли внутренние сильные стороны как отличительные преимущества, и какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
- Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами, и/или они не дают возможности использовать благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки исходя из стратегии?
- Какие благоприятные обстоятельства дают компании реальные шансы на успех? Заметим: благоприятные возможности без способов их реализации - иллюзия. Сильные и слабые стороны фирмы делают ее лучше или хуже приспособленной к использованию возможностей, чем у других фирм.
- Какие угрозы должны больше беспокоить менеджера, какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
Особенности и этапы построения SWOT матрицы
1 – Составляется список слабых и сильных сторон компании, а также список угроз и возможностей.
*анализ слабых и сильных сторон характеризует исследования внутренней среды компании, которая имеет несколько составляющих: финансы, маркетинг, производство. Каждая из составляющих имеет свою структуру, набор ключевых процессов, и в совокупности определяет потенциал. Отдельно следует выделить культуру организации: в данном случае анализ может быть затруднен в связи с тем, то у культуры нет формального проявления. Но анализ можно провести с помощью экспертного оценивания миссии, ценностей, системы мотивации, системы разрешения конфликтов и т.д.
*для успеха и поддержания конкурентоспособности осуществляется прогноз внешней среды (возможности и угрозы).(т.о. внутренние стороны анализируются исходя из внешней ситуации).
2– Для успешного применения методологии SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только выявить факторы, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из составляющих.
Для оценки внутренних факторов возможны как качественные, так и количественные оценки. (оценивание возможно по шкале [0;5]). Для анализа внешней ситуации используются такие параметры как: вероятность достижения события (рj [0;1]) и значимость фактора (влияние) (Кj [0;5]).
|
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
Высокая вероятность |
Поле “ВС” |
Поле “ВУ” |
Поле “ВМ” |
Средняя вероятность |
Поле “СС” |
Поле “СУ” |
Поле “СМ” |
Низкая вероятность |
Поле “НУС” |
Поле “НМ” |
Данная матрица строится следующим образом:
- определяется степень влияния возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние);
- определяется вероятность того, как организация сможет воспользоваться возможностью (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и «СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ»» «НУ» и «НМ», практически не заслуживают внимания организации. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Похожая матрица составляется для оценки угроз. Сверху откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
|
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
Высокая вероятность |
Поле “ВР” |
Поле “ВК” |
Поле “ВТ” |
Поле “ВЛ” |
Средняя вероятность |
Поле “СР” |
Поле “СК” |
Поле “СТ” |
Поле “СЛ” |
Низкая вероятность |
Поле “НР” |
Поле “НК” |
Поле “НТ” |
Поле “НЛ” |
Те угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля ВТ», «СК» и «НР», также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях «НК», «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.
Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
3 – На основе предложенного списка строится матрица.
|
Сильные стороны 1. 2. Оценки Аi [0;5] |
Слабые стороны 1. 2. Оценки Аi [0;5] |
Возможности 1. 2. рj [0;1] * Кj [0;5] |
|
|
Угрозы 1. 2. рj [0;1] * Кj [0;5] |
|
|
4-Необходимо увязать выделенные составляющие (установить связи между ними). Например, существуют благоприятные возможности, но мы не можем их использовать в связи со слабыми сторонами нашей компании (возможность обслуживания дополнительных групп потребителей – но устаревшие технологии). Проставляются бальные оценки по полям матрицы с выделением значимости и влияния того или иного фактора.
Экспертные оценки aij определяются в интервале [-5;5], исходя из которых:
- При прямой зависимости оценка носит положительную характеристику
- При обратной зависимости – отрицательную характеристику
- Чем сильнее зависимость, тем выше оценка.
|
Сильные стороны 1. 2. |
Слабые стороны 1. 2. |
Возможности 1. 2. |
aij |
Поле“Сл и В” aij |
Угрозы 1. 2. |
Поле“С и У” aij |
Поле“Сл и У” aij |
5 – Оценки экспертов в клетках aij затем транспонируются в комплексные оценки .
6- На каждом из данных полей необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
По оценкам каждого эксперта производится оценка уровня конкретных благоприятных возможностей для фирмы, угроз, сильных сторон, слабых сторон.
7 - Для каждой зоны матрицы получаем свои базовые стратегии.
для поля «С и В» следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. (например, лучшей стратегией станет упор на рост и увеличение продаж)
для поля «Сл и В», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся, в организации слабости. ( например, характерны стратегии, направленные на компенсацию слабых сторон компании за счет хороших возможностей, предоставляемых внешней средой (создание совместных предприятий для активной работы на перспективном рынке)
для поля «С и У» стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. (стратегии направленные на использование сильных сторон предприятия для нейтрализации угроз внешней среды. Фирма имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда таит в себе много угроз. Здесь наиболее эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке путем диверсификации (освоения новых товаров и рынков) и интеграции бизнеса.)
для поля «Сл и У» организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.( самым разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка.)
Вырабатывая стратегии, нужно помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организаций дополнительную сильную сторону в: том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
Поэтому, проводя SWOT-анализ, обратить внимание на следующие моменты:
1. Кроме стандартного SWOT-анализа необходимо проводить и «АНТИ» SWOT-анализ, который помогает определить действия, при которых стратегия не будет реализована.
2. SWOT-анализ необходимо дорабатывать в направлениях:
a. Определить при каких значениях возможности и угрозы являются возможностями и угрозами
b. Определить насколько сильные и слабые стороны сильны и слабы соответственно.
Предыдущая |