Г.Б. Баканов
Стратегический менеджмент
Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.
Предыдущая |
Тема 9. Формирование стратегии компании
9.1. Стратегии одиночного бизнеса
9.1.2.Стратегии инвестиций
Два фактора являются критичными в выборе стратегии инвестиций:
- конкурентная позиция компании в отрасли определяется, прежде всего долей рынка, контролируемой фирмой, и наличием у нее отличительных преимуществ.
- стадия жизненного цикла отрасли. Каждая стадия жизненного цикла отрасли предъявляет различные требования к инвестициям
В таблице приведены характеристики этапов классического жизненного цикла отрасли и возможных стратегий.
этап |
Характеристика отрасли |
Особенности функционирования компаний |
Стратегия компании |
Формирующаяся отрасль |
*Не завершилось формирование закономерностей, по которым будет функционировать отрасль *Нельзя спрогнозировать функционирование рынка в будущем *Технологии защищены патентами и играют ключевую роль. *Входные барьеры относительно низки * Параметры рынка оцениваются лишь экспертным путем |
*Компании только начинают деятельность, совершенствуют технологии, персонал и т.д. *Ярко выражен эффект обучаемости, что позволяет снизить издержки и цены *Важная роль отводится службам маркетинга (формированию бренда) *Компании могут столкнуться с нехваткой финансов для завершения НИОКР. |
*Стратегии носят экспериментальный характер *Стратегия нацелена на получение доступа к необходимым для производства и сбыта ресурсам и определение механизмов формирования конкурентного преимущества * Стратегия ориентирована на долгосрочную конкурентную борьбу |
Динамичный рынок |
* Идет формирование отрасли *Стремительная смена технологий *Сокращение жизненного цикла товара *Активные действии конкурентов *Большой объем информации *Рост требований потребителей к товару |
Компании реагируют на изменение ситуации, прогнозируют их и стараются управлять этими изменениями |
*Основной акцент в конкурентной борьбе – захват рыночной доли *Реагирование на изменение *Прогнозирование изменений *Управление изменениями рынка (активное формирование правил игры в отрасли) |
Замедление роста |
*Отрасль сформировалась; *Определились лидеры, последователи и т.д.; *Снижаются темпы прироста емкости рынка * Изменяется характер конкуренции |
*Акцент в конкурентной борьбе сместился на качество, сервис, цены; *Достигнута экономия на эффектах масштабов и освоения |
Стратегия основана на ценовой компоненте конкуренции |
Зрелая отрасль |
* замедление роста, т.к. все потенциальные покупатели стали реальными пользователями товаров *обостряется борьба за долю рынка *повышается требовательность покупателей *влияние оказывает качество обслуживания *усиление международной конкуренции *рост слияний и поглощений |
*нежелательность введения новых производственных мощностей из-за угрозы перепроизводства *затруднения с обновлением продукта *снижение прибыльности (постоянное или временное) |
*Укрепление позиций ( заключением долгосрочных, договоров с поставщиками и потребителями на выгодных для них условиях). Стратегия нацелена на переманивание клиентов конкурентов за счет предоставления им более выгодных условий. |
Этап спада в отраслиспад |
*Динамика роста ниже среднего или отрицательная снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы; *увеличивается конкурентная сила поставщиков; *возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе; *снижается среднеотраслевая прибыльность; *в отрасли увеличивается количество покупок компаний, слияний, вхождений и выходов из отрасли. |
*Деятельность компании должна соответствовать возможностям отрасли (например, ориентироваться не на темп роста прибыли, а на окупаемость инвестиций и т.д.) *Возрастает сложность управления приростом производственных мощностей; *Усложняется процесс создания товарных инноваций |
Для слабых компаний - уход с рынка, *Для сильных – функционирование в долгосрочной перспективе. |
Следующая таблица обобщает соотношения между стадией жизненного цикла, конкурентной позицией и инвестиционной стратегией для одиночного бизнеса.
ЖЦ отрасли и характеристика |
Сильная конкурентная позиция |
Слабая конкурентная позиция |
Зарождение -создаются конкурентные преимущества компании, -требуются инвестиции (в НИОКР, сбыт, сервис) |
Создание рынка |
Создание рынка |
Рост -требуются инвестиции в маркетинг -происходит выбор базовой стратегии |
Рост -расширение рынка -закрепление маркетинговых позиций -новые входы -стратегия ценовой лидерство или дифференциация |
Концентрация рынка -выбор рыночного сегмента -удержание позиций - стратегия фокусировки |
Замедление роста -растет конкуренция -требуются инвестиции в зависимости от базовой стратегии: для ценового лидера - вложения в управление стоимостью, при дифференциации расширение продуктовый диапазон и сети распределения |
Рост рынка -необходимы ресурсы для расширение рынка за счет слабых компаний |
Концентрация рынка (удержание позиций) или "сбор урожая"/ликвидация (уход с рынка) |
Зрелость стремятся защитить позиции инвестиции вкладываются в поддержку стратегии возвратить свои прошлые инвестиции. |
Поддержка или сбор урожая |
"Сбор урожая" или ликвидация / раздевание |
Спад |
Концентрация рынка, "сбор урожая", понижение активности |
Уход с рынка: ликвидация, раздевание |
Предыдущая |