BizLog - деловое общение

Объявления

А.В. Катаев
Виртуальные бизнес-организации

СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. – 120 с.

 

Введение

Тенденции развития современных рынков, такие как глобализация рынков, растущее значение качества товара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий в большей степени повлияли на развитие новых организационных форм управления предприятием. Активно развивающейся формой рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов является виртуальная (сетевая) форма, существующая наряду с другими организационными формами и представляющая иной механизм структурной координации, отличный как от внутрифирменного, так и от чисто рыночного механизма.

В современной экономике России виртуальная  форма организации предприятий становится одним из перспективных направлений развития бизнеса, а интенсивный рост виртуальных предприятий и партнерских сетей в экономике актуализирует изучение феномена такой формы организации бизнеса, инструментов и моделей организации и управления виртуальными предприятиями.  

В то же время виртуальные предприятия, партнерские  сети и сетевые структуры все еще остаются малоизученными с точки зрения разработки формальных моделей и инструментов их организации и эффективного управления. Поэтому в данной монографии предлагаются модели организации и управления виртуальными предприятиями, для построения и исследования которых используются методы теории оптимизации; подходы и методы системного анализа процессов управления предприятиями и организациями, методы сетевого планирования и управления, линейного программирования и многокритериального выбора метод симплициального комплекса, методы информетрии, методы корреляционного и кластерного анализа.

В монографии обобщены теоретические направления, в рамках которых исследованы виртуальные предприятия как новая организационная форма бизнеса. Выделены виды виртуальных и сетевых предприятий. Показано, что особый интерес представляют долгосрочные виртуальные предприятия, ориентированные на постоянный поиск и выполнение различных рыночных заказов. Даны авторские определения виртуального предприятия и динамической сети виртуального предприятия. Рассмотрены принципы формирования и функционирования виртуального предприятия как организационной системы, подходы к организации и управлению долгосрочными виртуальными предприятиями. Приведены модели и подходы теории активных систем и управления организационными системами, которые могут быть использованы для организации и управления виртуальными предприятиями; специальные модели взаимодействия агентов, используемых при моделировании и программно-аппаратной реализации многоагентных систем, к которым и относится долгосрочное виртуальное предприятие. Представлены исследования поисковых механизмов для подбора потенциальных партнеров и исполнителей, на основе использования интернет-технологий и баз данных; предложены подходы к организации долгосрочных виртуальных предприятий, принципы формирования «ядра» бизнеса виртуального предприятия, модели распределения типовых заказов в рамках виртуального предприятия при выполнении одного заказа полностью одним партнером и при распределении совокупности заказов по совокупности партнеров, модели распределения затрат при финансировании внутренних проектов. Охарактеризованы некоторые результаты экспериментальных исследований и использования предложенных методов для совершенствования управления конкретными виртуальными предприятиями.

Автор выражает благодарность рецензентам монографии доктору экономических наук, профессору Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Владимиру Николаевичу Юрьеву и директору по региональным продажам ЗАО «Фарезин СПб», кандидату экономических наук Игнату Александровичу Кулькову за полезные замечания, высказанные при подготовке рукописи к печати.