Недавний рейтинг Фокуса по ста самым влиятельным женщинам Украины несколько удивил меня. Не касаясь принципов отбора (родственные связи?) и жюри (все мужчины), хочется понять почему в этот рейтинг попали пресс-секретари наших олигархов и политиков.
С одной стороны, понятно: люди, которые чаще всего упоминаются в прессе – это официальные лица компании, делающие заявления или комментирующие какие-то события. С другой стороны – несколько странно переносить значимость компании и/или ее владельца на человека, который является наемным работником и выполняет одну, достаточно узкую функцию.
Вообще это, наверно, культурная особенность. Менеджеры и сотрудники крупных компаний очень часто попадают под власть подмены понятий «я - крутой менеджер» и «моя компания – очень крута, а я просто ее работник». Так это же хорошо, скажете вы, если сотрудник и компания неразрывны в его голове! Это же та самая лояльность персонала, которой стремятся достичь все владельцы! Но почему-то в большинстве случаев такая связка работает против компании.
Подавляющее большинство сотрудников украинских компаний, имея возможность, обязательно бы компанию обманули. Это и степлеры, случайно «упавшие» в сумку, и псевдо-больничные, и уж, конечно, откаты... Забота о всеобщем благе и результатах лежит на маленькой горстке людей, либо неисправимо честных, либо имеющих принадлежность к владению компанией.
Проводя различные образовательные мероприятия мы также заметили, что люди достаточно быстро реагируют на те, где их обучают повышению личной эффективности или улучшению навыков, и с гораздо большим скрипом они идут на тематики, которые связаны с повышением рабочих результатов и процессов в компании.
Зато как проявляется идентификация с брендом? Регулярные встречи и звонки с представителями различных организаций часто проходят в таком режиме: какой-нибудь менеджер по рекламе, который три года назад вышел из КНЕУ, отработал еще год в рекламном агентстве, а теперь заправляет известным украинским брендом «Рога и Копыта», вначале три недели по телефону с придыханием рассказывает, как безумно он занят, и потом, таки согласившись на встречу, считает своим долгом любые предложения, морщась и кривясь, отбить как в игре в настольный теннис, каждый раз находя дополнительные аргументы почему это не интересно его компании. При чем практика показывает, что как только выходишь на уровень топ-менеджера или владельца, сразу становится проще общаться и результативней проходят встречи.
Я уж не говорю о совсем критичных случаях, которые, к счастью, происходят теперь гораздо реже, и в основном присущи менеджерам из регионов. Недавно моя коллега позвонила бухгалтеру одного комбината, которая после первых же пяти слов (удобно ли ей говорить и по какому поводу мы к ней обращаемся) начала орать на сотрудницу с общим смыслом таким: «вы вообще знаете, кто я?!». При этом я, позавчера познакомившись на неформальной тусовке с генеральным директором очень известной международной компании, на следующий день получила от него письмо, в котором он мне написал, как он был рад со мной познакомиться и как он надеется на то, что у нас будет возможность еще пообщаться. Конечно же, это простая вежливость и я сомневаюсь, что наша встреча перевернула его мир и открыла сознание, но человек приучен к простому бизнес-этикету и считает себя обязанным придерживаться определенных формальностей, ведь он знает, что это его репутация.
В общем, хотелось бы, чтобы сотрудники известных компаний почаще несли гордое знамя профессионализма и высокого уровня ответственности, а не хамства и вседозволенности.
[...]