bfmgroup писал(а):
Все побуждает меня внести небольшую ясность (не с позиции экономиста, а, скорее, руководителя).
Мы уже 18 лет как перешли от плановой экономики к рыночной. Сплошь и рядом слышим, знаем и внедряем управленческий учет, МСФО.
Вместе с тем, во многих предприятиях, а особенно крупных , бухгалтера и экономисты по-прежнему оперируют общезаводской себестоимостью.
В ВУЗах преподаватели экономики по-прежнему преподают студентам теорию, руководствуясь учебниками экономики советской эпохи.
Не пора ли упростить себе жизнь и разнести грешное с праведным?
Не пора ли разнести управленческий и налоговый учет в разные стороны?
На самом деле все действительно очень просто.
Себестоимость - суммарный размер затрат по всем материалам и комплектующим НАПРЯМУЮ относящихся на единицу продукции. То есть. Чем больше Вы произвели, тем больше потратили.
ФЗП, амортизация основных фондов, административные издержки по заводу ( то есть, то, что теоретически есть относительно неизменной величиной (напрямую не зависящей от объемов производства)) относите в отдельную графу затрат.
Еще отдельной строкой выплаты по кредитным ресурсам.
Безусловно, большинство из них так же относятся на прямые издержки по налоговому учету.
Но это относится уже к расчету налога на прибыль.
Смотрите.
Возьмем отдельно взятый расчетный период любого производственного предприятия (месяц)
Валовый объем продаж (А) – 30 000 000 (представим, что все, что производится – продается день в день)
Материалы и комплектующие (прямая себестоимость) (Б) – 20 000 000
ФЗП (включая все начисления) (В) – 2 000 000
Админ. издержки (Г) (аренды, интернеты, канцтовары, плановые и не плановые ремонты недвижимости, командировочные и другая ерунда, обслуживание заводских санаториев и пионерлагерей) -2 000 000
Амортизация основных фондов (Д) – 100 000
Вот Ваша EBIT и составляет А-Б-В-Г-Д = 5 900 000
Отнимаете налоги и стоимость денег – получаете чистую прибыль
Все очень просто.
А вообще, думаю, давно пора жестко развести в стороны термины «прямая себестоимость» и «издержки, относящиеся на прямые издержки».
И это, скажу я Вам, не бухгалтерия и не экономический отдел, а мы, руководители должны вести такую математику.
А по точке безубыточности?
Бизнес вообще считается окупаемым тогда, когда разница между выручкой и затратами, относящимися на прямую себестоимость будет перекрывать постоянные затраты (как раз не всегда обоснованные, вроде пионерлагерей, санаториев и саун для главного акционера)
Когда за счет растущих объемов сбыта (снижения себестоимости, увеличения продажной цены) эта вышеуказанная разница между выручкой и себестоимостью начнет перекрывать постоянные затраты - это у нас что? Правильно. Точка безубыточности.
Как руководитель - руководителю скажу, что Вы пока совершенно "плаваете" в предмете.
1. "Отнимаете налоги и стоимость денег – получаете чистую прибыль
Все очень просто."
Просто, только это делалось всегда и во времена СССР и в других странах мира. Где ж тут у Вас открытие?
2. Только Вы говорите о ПЛАНИРОВАНИИ, а тут уже надо планировать ЗАТРАТЫ и ПРОДАЖИ, а тут разные варианты и тут пошла большая сложность.
Но планируют-то опять по разному, в зав-ти от изделия и ситуации на предприятии.
3. "Мы уже 18 лет как перешли от плановой экономики к рыночной. Сплошь и рядом слышим, знаем и внедряем управленческий учет, МСФО.
Вместе с тем, во многих предприятиях, а особенно крупных , бухгалтера и экономисты по-прежнему оперируют общезаводской себестоимостью.
В ВУЗах преподаватели экономики по-прежнему преподают студентам теорию, руководствуясь учебниками экономики советской эпохи. "
Ну Вы похоже говорите о ситуации на Украине, а она отличается от российской. Но похоже слабо знакомы с советской экономикой и ее отличием от мировой рыночной.
Дело в том, что принципы экономических расчетов ВНУТРИ ПРЕДПРИЯТИЯ они исходили из опыта российского до 1917 и мирового рыночного после. А планирование государственнное и отраслевое между предприятиями это уже советское изобретение и советские разработки. А Вы-то говорите о внутрипроизводственном. Вот оно-то ПРИ ПРАВИЛЬНОМ РАССМОТРЕНИИ не так уж сильно в принципе отличается от рыночного. Главное отличие, что скорость смены ситуации с заказами ВЫШЕ и больше затраты на маркетинг.
Поэтому Ваши выпады в адрес обучения не очень удачны.
4. Так что проблемы, только в Вас.
Вы не в курсе, как развивалась экономическая наука и практика при переходе к рыночной ситуации.
Вы не в курсе, что в СССР был богатейший опыт расчета планируемых цен, кстати именно на основе метода, как Вы сами же предложили.
Только на этом методе около половины российских предприятий в 90-е годы разорились или почти разорились и я сам чуть из-за этого не позалетел.
5. На самом деле есть совсем иная методика, которая массово описана в западных учебниках (и массово применяется), в т.ч. применяемых в России и возможно и на Украине.
Но поскольку действительно учатся поверхностно, новых специалистов рыночной экономике мало, сами разбираться в простых вещах не хотите, вот и "плаваете".
В противном случае никогда бы этот вопрос в Интернете не задали бы, он слишком общий.