По скольку топик-стартер "затаился", то предлагаю взглянуть на тему в несколько ином ключе. Ответ на основной вопрос темы понятен - СМИ используют для достижения своих целей. А в связи с тем, что СМИ это распространение информации, то МИ используют для распространения выгодной информации, что чаще всего при водит к дезинформированию конечного потребителя и манипулированию им. Собственно что и нужно заказчику такого действа.
Гораздо интереснее понять приемы, с помощью которых это происходит. Очень интересно об этом в своих работах рассказал А.В. Бурьяк. Не менее интересно описана проблема у Ноам Хомский.... У этих авторов примерно схожий перечень основных приемов дезинформирования с помощью СМИ: Информационная перегрузка – параллельно с основной информацией сообщается огромное количество вспомогательной, сопутствующей информации, составляющей абстрактные рассуждения, ненужные подробности, разнообразный информационный мусор, в результате чего объект воздействия не в состоянии в истинной сути проблемы;
Дозирование информации – сообщается только выгодная часть информации, а остальное замалчивается – результатом такого воздействия становится искажение картины реальности;
Стереотипизация – создание иллюзорных стереотипов (так называемых «ценностей» - стандартов поведения, социальных мифов, политических иллюзий и т.п.) и воздействие с их помощью на аудиторию;
Сенсация и сенсационность – использование информации о событии исключительном, вызывающем интерес широких масс и впечатлении, произведенным этим событием для отвлечения внимания от действительно важных событий;
Смешение (использование полуправды и инсинуаций) – смешивание истинных фактов с разнообразными слухами, гипотезами, допущениями, предположениями, рассуждениями – до такой степени, что невозможно отличить правду от вымысла;
Большая ложь – чем наглее и неправдоподобнее обман, тем скорее люди в него поверят – любимый прием министра пропаганды фашистской Германии;
Затягивание времени – оттягивание момента обнародования (предоставления) важных сведений до той поры, когда уже невозможно что-то изменить;
Замалчивание – намеренное не освещение определенных фактов, недопущение к распространению определенной информации – с родни приему «затягивание времени»;
Легализация информации – выгодную манипулятору информацию (вымышленную или реальную) через подставных лиц распространяют в СМИ нейтральных по отношению к обеим сторонам (в чьих интересах работает манипулятор и объекту манипулирования), СМИ оппонента обычно охотнее доверяют таким публикациям чем прямым участникам конфликта;
Своевременная ложь – сообщение ложной, но ожидаемой в настоящий момент информации и чем сильнее ложь отражает ожидания аудитории, тем эффективнее ее результат – позже обман будет раскрыт, но или острота ситуации спадет или важный процесс примет необратимый характер.
_________________ С уважением! Нежданов Игорь
|