Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  
Автор Сообщение
Андрей Стадник
  Война проектного и процессного менеджмента, или о чем не учат в бизнес-школах
СообщениеДобавлено: 30.07.13 14:19 
Советник по общим вопросам
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09.12.08 14:50
Сообщения: 4516
Откуда: Украина, Киев
Изображение
Два года назад одни мои знакомые решили купить старый комбикормовый завод, перестроить его под элеватор и организовать там масложировое производство. Притом, что тема профильная, есть своя зерноторговая компания и маслобойный цех, на котором набили достаточно шишек.
Я им разработал бизнес-план, открыли кредитную линию, добрали для внедрения проекта недостающий персонал. Деньги, ресурсы, возможности – все вроде в полном размере.
Несмотря на достаточную квалификацию членов проектной группы, в графики катастрофически не уложились, получили кассовые разрывы, а накапливающиеся снежным комом проблемы привели к тому, что на крыше того заброшенного завода до сих пор растут березки.
Собственнику довольно известной аудиторской компании давно грела душу мечта реализовать проект по производству древесных топливных гранул. На начальной стадии, пока занимался сам, все было хорошо. Делегировал персоналу через создание рабочей группы – все затянулось, и в результате посыпалось.
Друзья много лет торгуют нефтепродуктами. Попалась на глаза территория, на которой еще во времена застоя располагалась межрайонная нефтебаза. Понятно, что все давным-давно распилили на металлолом, зато есть собственная ж\д ветка, инженерная инфраструктура, и что главное, земля, в которой не надо менять условия целевого использования.
Выкупили аукцион, пригласили руководителя проектов, провели предпроектные работы, подсчитали смету, календарные графики, сделали паспорт проекта, выделили ресурсы, наказали персоналу любить и жаловать нового проектного менеджера и отбыли себе восвояси на моря (или куда там уезжают собственники нефтяных компаний?). Построили в сроки нефтебазу? Фигушки..
В каждом случае у проектного менеджера возникали проблемы с административным персоналом (или, как его иногда называют, бэк-офисом).
Все из-за того, что проектная группа формировалась внутри операционной компании.
Обычно, здесь нет саботажа в прямом понимании. Это всего лишь попытки каждого линейного руководителя делать хорошо свою работу. Те самые благие намерения, которыми выстелена дорога в ад.
Как оказалось, недостаточно сколотить из сотрудников проектную группу, нагрузить их несвойственными, неинтересными и непонятными им задачами, описать все регламентами, протоколами и успокоиться.
Проектным менеджерам (которых часто привлекают со стороны, ибо у операционного персонала нет должной квалификации) вверяются финансовые ресурсы проекта, но трудовые и материальные ресурсы все равно находятся в распоряжении линейных руководителей. Того же главного бухгалтера, начальника отдела кадров и административного директора (завхоза по-нашему).
Конфликты возникают вследствие надуманного дефицита материальных и трудовых ресурсов.
Дело в том, что каждый линейный руководитель в первую очередь отвечает за операционную деятельность предприятия. Любой новый проект, не касающийся напрямую текущей операционной деятельности, сотрудникам кажется этакой блажью акционеров.
Исполнительного директора фирмы, продающей бульбуляторы китайского производства, волнует только зарплата и бонусы по итогам года. Ему плевать на то, что собственники параллельно собрались строить собственный бульбуляторный завод. Горизонт планирования линейного мидл-менеджера – максимум год. Дальше – или будем посмотреть, или поищем новую работу.
В их систему координат не помещаются настолько длительные сроки до запуска нового производства в эксплуатацию, и тем более, сроки окупаемости. Да и многомиллионные сметы капитально сбивают с толку. Их нельзя за это винить, ибо каждый занимается своим нужным делом. Но разница мышления между проектным и процессным менеджментом почти всегда разительна.
Вследствие того, что перспективы проекта для линейных руководителей расплывчаты, а своя рубашка ближе к телу, они пытаются сэкономить расход вверенных им материальных и трудовых ресурсов на проект, не особо печалясь о его результатах. Ведь они отвечают не за проект, а за то, чтобы не страдали операционные процессы.
Внутри одной компании и одной корпоративной среды, у операционных руководителей всегда более сильные позиции, чем у руководителя проектов, так как выживание компании сегодня имеет явный приоритет над тем, что появится когда-нибудь нескоро.
Конфликт между процессной и проектной системами управления устранить невозможно, чтобы там не выдумывали теоретики от управленческого консалтинга.
Есть два варианта развития событий для того, чтобы и волки были сыти, и овцы целы:
Вариант раз – со стороны высшего руководства постоянное ручное управление организацией, в рамках которой реализуется проект, выполнение функций арбитра над действиями противоборствующих сторон – операционной и проектной. Фактически игра двумя руками с сохранением управляемости и контроля над сохранением баланса.
Вариант два – фактический вывод проекта за рамки компании (отдельный офис, отдельное юридическое лицо, отдельный штат). При таком подходе задействование персонала основной операционной компании может происходить только эпизодически (например, бухгалтерия, бюджетирование или юридическое сопровождение).
Временные пунктирные квадратики на блок-схеме организационной структуры предприятия красиво и убедительно смотрятся только на бумаге. Хотя теоретики от менеджмента и горе - преподаватели МБА- школ отчего то думают по-другому.

_________________
С уважением, Андрей Стадник
Координатор [...]
Вернуться к началу
 
 
L54
  Re: Война проектного и процессного менеджмента, или о чем не учат в бизнес-школах
СообщениеДобавлено: 30.07.13 22:20 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.10.10 21:47
Сообщения: 4872
Откуда: Москва
Андрей, классная статья.

_________________
Удача приходит и уходит, а бороться надо всегда.
Вернуться к началу
 
 
Kanton
  Re: Война проектного и процессного менеджмента, или о чем не учат в бизнес-школах
СообщениеДобавлено: 30.07.13 23:19 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08.03.08 11:07
Сообщения: 1728
Андрей Стадник писал(а):
Конфликт между процессной и проектной системами управления устранить невозможно, чтобы там не выдумывали теоретики от управленческого консалтинга.
Есть два варианта развития событий для того, чтобы и волки были сыти, и овцы целы:
Вариант раз – со стороны высшего руководства постоянное ручное управление организацией, в рамках которой реализуется проект, выполнение функций арбитра над действиями противоборствующих сторон – операционной и проектной. Фактически игра двумя руками с сохранением управляемости и контроля над сохранением баланса.
Вариант два – фактический вывод проекта за рамки компании (отдельный офис, отдельное юридическое лицо, отдельный штат). При таком подходе задействование персонала основной операционной компании может происходить только эпизодически (например, бухгалтерия, бюджетирование или юридическое сопровождение).
Временные пунктирные квадратики на блок-схеме организационной структуры предприятия красиво и убедительно смотрятся только на бумаге. Хотя теоретики от менеджмента и горе - преподаватели МБА- школ отчего то думают по-другому.

Оба предложенных варианта кажутся мне слишком радикальными. Что мешает собственнику объявить об инициации проекта, спланировать его вместе с руководителями подразделений, и задать им следующий вопрос: какие ресурсы им нужны для того, чтобы выполнить их часть работы? После чего проанализировать запросы, нужные ресурсы выделить (в т.ч. нанять дополнительный персонал), и объявить приказом об ответственности каждого руководителя за выполнение своей части работ. Мне кажется, при таком варианте развития событий добросовестность операционных менеджеров пойдет только на пользу проекту.
Вернуться к началу
 
 
Андрей Стадник
  Re: Война проектного и процессного менеджмента, или о чем не учат в бизнес-школах
СообщениеДобавлено: 31.07.13 02:10 
Советник по общим вопросам
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09.12.08 14:50
Сообщения: 4516
Откуда: Украина, Киев
Антон, обычно с этого и начинается. Но оканчивается тем, что описал. Человеческий фактор.

_________________
С уважением, Андрей Стадник
Координатор [...]
Вернуться к началу
 
 
Kanton
  Re: Война проектного и процессного менеджмента, или о чем не учат в бизнес-школах
СообщениеДобавлено: 31.07.13 02:53 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08.03.08 11:07
Сообщения: 1728
Андрей Стадник писал(а):
Антон, обычно с этого и начинается. Но оканчивается тем, что описал. Человеческий фактор.

Если с этого начинается, то я не очень понимаю, что дальше идет не так. Ресурсы у руководителей подразделений есть, если их обоснованно не хватает - можно запросить. Раньше, я надеюсь, они выполняли свои обязанности хорошо? Теперь им обязанностей добавили, плюс запрошенные ими ресурсы. Руководителям всего то и нужно, что направить эти ресурсы на исполнение новых обязанностей.

Что такого человеческого может произойти, чтобы новые обязанности вдруг оказались неисполнимыми?
Вернуться к началу
 
 
Андрей Стадник
  Re: Война проектного и процессного менеджмента, или о чем не учат в бизнес-школах
СообщениеДобавлено: 31.07.13 10:21 
Советник по общим вопросам
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09.12.08 14:50
Сообщения: 4516
Откуда: Украина, Киев
Что происходит, когда инвестиционный проект реализуется через создание временной рабочей группы внутри компании, имеющей операционный бизнес. Например, торговый.
Все делается, но делается в последнюю очередь.
Начальнику юридического отдела доведено, что его подразделение обязуется обеспечивать проектную группу в решении правовых вопросов.
Да, он обеспечивает. Но не вовремя. Его специалисты заняты текущими делами, и только когда выдастся свободная минутка, вот тогда...
Деньги на счетах. Завтра надо платить проектантам, энергетикам, за бетон, технику.... А сегодня подошли сроки уплаты поставщикам, при том, что товар еще в обороте.. Ну давай, на пару дней вытащим, потом перекроем.. Подумаешь, два дня!
Потом все это превращается в снежный ком.
Кстати, в большинстве случаев в этом вина и собственника. Перекрываться проектным бюджетом на решение текущих операционных вопросов - обычно его идея.

_________________
С уважением, Андрей Стадник
Координатор [...]
Вернуться к началу
 
 
Kanton
  Re: Война проектного и процессного менеджмента, или о чем не учат в бизнес-школах
СообщениеДобавлено: 31.07.13 14:10 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08.03.08 11:07
Сообщения: 1728
Если на проект выделены ресурсы, но они временно простаивают, вполне естественно использовать их для снижения операционных рисков компании. Это одна из вторичных выгод проекта, и интерес операционных менеджеров воспользоваться возможностями вполне понятен. Есть возможности ограничить этот их интерес, чтобы он не нанес вреда проекту.

Возможность первая: собственник не устраняется полностью от руководства, самостоятельно (после консультации с руководителем проекта) принимая решения о выделении или невыделении средств проекта на операционную деятельность.
Возможность вторая: руководитель проекта планирует доступность ресурсов проекта для операционной деятельности, определяя рамки, в которых руководители подразделений могут привлекать ресурсы проекта. Привлекать ресурсы сверх этих рамок строго запретить с самого начала. Чтобы руководитель проекта был заинтересован в доступности ресурсов проекта, необходимо сделать это одним из показателей оценки его деятельности.

Все-таки, вариант организации проекта в виде отдельного предприятия имеет существенные недостатки, главный из которых - существенно более высокие затраты.
Вернуться к началу
 
 
Александр Горшунов
  Re: Война проектного и процессного менеджмента, или о чем не учат в бизнес-школах
СообщениеДобавлено: 31.07.13 15:07 
Ведущий консультант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07.03.03 12:34
Сообщения: 18377
Откуда: г. Львов, Украина
Знакомая картина. Денег для операционной деятельности по жизни не хватает. И начинается процесс вытягивания денег с проекта и чем дальше в лес, тем больше. В результате получается недопроект, а оборотных денег все одно нет.

Насчет отдельной организации, то затраты не существенно более (все одно надо вложить спланированную сумму), зато уже в скором времени реализуемый проект может снабжать материнскую контору не деньгами отсасываемыми из инвестиций, а получаемыми в результате собственной деятельности.

_________________
С уважением,
Александр Горшунов
Вернуться к началу
 
 
L54
  Re: Война проектного и процессного менеджмента, или о чем не учат в бизнес-школах
СообщениеДобавлено: 31.07.13 19:40 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.10.10 21:47
Сообщения: 4872
Откуда: Москва
Тема вышла шире, чем просто о несогласованности отдельных подразделений. Она вообще о человеческом факторе, точнее об его аспекте: из нескольких проблем в первую очередь надо браться за ту, у которой ближе срок окончания.

Нечто очень близкое содержится в списке законов Паркинсона. Что ли эта людская особенность неистребима?

.

_________________
Удача приходит и уходит, а бороться надо всегда.
Вернуться к началу
 
 
Gienn
  Re: Война проектного и процессного менеджмента, или о чем не учат в бизнес-школах
СообщениеДобавлено: 02.08.13 10:30 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30.07.13 14:50
Сообщения: 6
Андрей Стадник писал(а):
Антон, обычно с этого и начинается. Но оканчивается тем, что описал. Человеческий фактор.

Согласен. По опыту так и выходит.
Интересная статья, спасибо.
Вернуться к началу
 
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:



Powered by phpBB © 2001, 2007 phpBB Group
© АУП-Консалтинг, 2002 - 2023