А фиг его знает, что это за заверь :) Я так и не понял в чем суть этой радости.
Вот че "Бизнес" №52 (519), 23 ДЕКАБРЯ 2002 ГОДА пишет по этому поводу:
Азарт по расчёту
Ещё одна модная бизнес-теория. Читайте, примеряйте к себе, если подойдёт — пользуйтесь!
ПОЧЕМУ МЫ ОБ ЭТОМ ПИШЕМ
Несколько месяцев назад московское издательство АСТ выпустило книгу “Наука побеждать в инвестициях, менеджменте и маркетинге”, написанную выходцами из СССР, давно проживающими и работающими в США.
Нас в этой книге заинтересовало то, что авторы предложили новый метод, который, по их мнению, позволит существенно повысить эффективность бизнес-планирования. Так это или нет, практика покажет.
Авторы назвали свой метод “квантово-экономическим анализом” (КЭА). По их мнению, это название отражает аналогию между их методологией и квантовой физикой. В чем же заключается эта аналогия?
Состояние элементарной частицы может быть описано как сочетание квантовых чисел. Состояние бизнеса — сочетание эволюционных этапов его компонентов.
Если частица может стабильно находиться только на одном из разрешенных энергетических уровней, то и бизнес-проект должен попадать в одно из разрешенных состояний с правильным сочетанием этапов развития всех его частей.
Как существуют запрещенные энергетические состояния для частицы, так существуют и запрещенные эволюционные сочетания частей бизнеса.
Для перехода с одного энергетического уровня на другой частица должна поглотить энергию. Бизнес же для перехода из одного состояния в другое должен поглотить инвестицию. И та и другая методологии дают возможность прогноза.
****************************
РАЗГОВОР С АВТОРОМ
Александр ШНЕЙДЕР, американский ученый,
бизнесмен и филантроп. Родился в СССР, учился
в Европе. Более пятнадцати лет занимается
биометрическими исследованиями. Основал
несколько успешно работающих высоко-
технологичных компаний.
— Является ли ваша книга произведением “в американском духе”, которое настраивает читателя на движение вперед и вверх и внушает, что если не уступать временным трудностям, то, в конце концов, можно победить?
— Скорее, наоборот. Наша книга, а вернее, изложенная в ней методология инвестиционного и бизнес-анализа показывает, что большинство трудностей не являются временными или случайными невзгодами. Они могут быть проявлениями фундаментальных просчетов при стратегическом планировании бизнеса. В этом случае простое движение вперед и слепая вера в победу смертоносны. Вместо них требуются всеобъемлющий анализ, готовность изменить курс компании и способность достигать новой цели в окружении прежних людей.
— Сходна ли “Наука побеждать...” с книгами Дейла Карнеги?
— Наши книги отличаются, как минимум, двумя фундаментальными чертами. Во-первых, Карнеги не пытается глубоко понять, как и почему устроена та реальность, в которой он живет. Он не аналитик, а бывший продавец. И его задача — научить вас лучше себя продавать, получая при этом от жизни максимум вознаграждения и минимум стресса.
Мы же писали о новой прикладной науке — квантово-экономическом анализе. Разумеется, мы тоже хотим помочь читателю увидеть основное и начать эффективнее его использовать. Однако достигаем мы этого, показывая, как обманчиво разнородные факторы взаимосвязаны друг с другом. Как этап развития компании связан с развитием технического продукта или сервиса, предлагаемого компанией. И как ступень развития рынка предопределяет те “игры”, в которые может играть данная компания на этом рынке. Вскрывать эти закономерности — наука, понимать их — бизнес-культура и образование, применять — чистейшая практика.
Во-вторых, Карнеги предлагает много неплохих конкретных приемов, но у него они звучат как приемы универсальные. Он не помогает вам понять, когда и почему данный прием применять не стоит. Иллюзия же, что какой-то прием хорош всегда, — вещь опасная. Как минимум, она опасна в бизнесе. Как нам кажется, наша методология дает возможность понять, а не только почувствовать границы применимости каждого бизнес-приема.
— Но разве все это уже не давно известно? Ведь столько людей занимаются изучением и рынков, и компаний, и всего, с ними связанного.
— Вот именно. Огромное количество людей занималось рынками. Еще большее — компаниями, финансами, экономикой и, конечно же, инжинирингом. Но все они делились на профессиональные гильдии, каждая говорила на своем языке и не очень-то была способна понять других и объяснить им свое видение. Поэтому большинство провалов возникало именно “на стыке” этих специальностей.
До появления КЭА не было единой концепции, которая объединяла бы разнородные дисциплины воедино, как ветки одного дерева. Не было единого языка формулировки проблем, всестороннего видения бизнес-мира.
— А как же пресловутая американская свобода? По вашей теории, правильные пути заранее предопределены, и остается лишь целенаправленно по ним продвигаться. Или свобода творчества имеет место быть лишь в искусстве?
— Действительно, КЭА дает возможность на одной картинке изобразить пространство, по осям которого расположены товар, компания и рынок. Бизнесмен или инвестор движется в этом пространстве, делает выигрышные или проигрышные шаги. Выясняется, что в этом пространстве лишь менее четверти возможных ходов могут привести к успеху. Более семидесяти пяти процентов позиций на этом графике обречены на провал. А перспективные положения объединены в некую траекторию, по которой должен развиваться проект.
Однако знание это не отнимает вашей свободы, как понимание законов Ньютона не лишает вас свободы перемещения. Ведь проектов, за которые вы могли бы взяться и вложить в них свои деньги, годы и надежды, всегда больше, чем вы можете себе позволить. Стало быть, понимание законов КЭА дает вам свободу играть только в те игры, в которых можно выиграть. А их меньшинство.
*******************************
ТОЧКА ЗРЕНИЯ РЕЦЕНЗЕНТА
Елена БЕЛОФАСТОВА (49), директор
Киевской бизнес-школы (КБШ) с 1999 года
Образование — Национальный педагогический университет им.Драгоманова, аспирантура, Киевский институт инвестиционного менеджмента.
Квалификация — “International Capital Market Qualification”, Securities Institute (Великобритания). Член Украинского общества финансовых аналитиков, 14-летний опыт преподавания (МАУП, КИИМ) (управление информационными системами, рынок ценных бумаг).
— Книга интересно и доступно написана. Привлекают внимание теории эволюционного развития продуктов, рынков, компаний и внешней среды. Демонстрируемая взаимосвязь между этими элементами дает плодотворную почву для размышлений и даже какого-то анализа компании и ее окружения.
Достоинством данной работы является то, что она предлагает альтернативный или, скорее, слегка измененный и упрощенный подход к прогнозированию в бизнесе. Такой подход может помочь при выборе правильного места и времени вывода нового продукта, а также при выборе подходящей организационной структуры. Использование этой системы потенциально может повлиять на эффективность управления взаимоотношениями с акционерами.
Однако, я не совсем уверена, что данная система поможет предвидеть в полном понимании этого слова. По словам самих авторов, КЭА не предсказывает будущее, а всего лишь помогает определить жизнеспособность инвестиционного проекта в его уникальных условиях. Если прогноз будет неутешительным, КЭА может помочь изменить одну или две переменные, например целевой рынок или компанию, чтобы придать больше уверенности в будущем проекта.
Сложность системы заключается в эволюционной динамике компаний, продуктов и, особенно, рынков. Каждый из описанных этапов может длиться неопределенное время. Более или менее точно определить, когда начинается следующий этап, довольно сложно, разве что на ошибках других (конкурентов) в подобных условиях.
Я также не считаю, что в книге действительно содержится то, что авторы назвали “новый язык”. Для него, возможно, заложены какие-то основы. В работе много интересных заимствований из других наук, параллелей, знаков и символов. Однако это еще не позволяет говорить о создании нового языка для описания такого явления, как квантово-экономический анализ.
В целом же, КЭА — интересный и перспективный инструмент, особенно в руках системно и творчески мыслящего человека. Он легко укладывается на привычные для нас системы бизнес-анализа, хорошо их дополняя.
_________________ С уважением, Александр Горшунов
|