BizLog - деловое общение

Объявления

А.В. Катаев
Виртуальные бизнес-организации

СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. – 120 с.

Предыдущая

Глава 1. Виртуальные предприятия как новая организационная форма управления

1.2. Формирование и функционирование виртуального предприятия как организационной системы

Как отмечалось выше, первым импульсом к формированию краткосрочного виртуального предприятия является выявление рыночной возможности или поступление рыночного заказа. Далее, предприятие или лицо, получившие заказ или выявившие рыночную возможность, ищут потенциальных партнеров, в первую очередь,  среди предприятий с которыми есть различные связи и которые обладают требуемыми компетенциями, т.е. формируется сеть предприятий, которые объединены общей целью – выполнение заказа с выгодой для себя. После выполнения заказа сеть распадается.

Виртуальное предприятие может быть отображено как целеустремленная система (рис. 1.2), состоящая из набора взаимосвязанных элементов [105].

Рис. 1.2. Организационно-структурная модель виртуального предприятия

Характеристики элементов системы и характер отношений между элементами определяют свойства системы. Образующие элементы этой системы - это совокупность и взаимодействие отдельных предприятий, обладающих определенными характеристиками и компетенциями, которые позволяют им функционировать как отдельная организация для достижения общей цели.

Таким образом, виртуальное предприятие представляет собой многоагентную организационную систему, которая определяется как множество агентов, способных функционировать в некоторых средах, находящихся в определенных отношениях и взаимодействующих  друг с другом, формируя некоторую организацию, обладающих набором индивидуальных и совместных действий, включая возможные коммуникативные действия, и характеризуется возможностями эволюции [85].

В соответствии с определением, данным в [89], организация:

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Под структурой понимается совокупность устойчивых связей между элементами системы. Для организационной системы это могут быть информационные, управляющие и другие связи между участниками, включая отношения подчиненности и распределение прав принятия решений.

Под организационной структурой  можно понимать либо структуру процесса организации (второе определение понятия «организация») как совокупность временных, причинно-следственных и др. связей между его этапами, либо структуру организационной системы (соответственно, третье определение понятия «организация»). Общепринятым является последнее определение, поэтому по умолчанию будем подразумевать под организационной структурой именно структуру организационной системы.

Виртуальные предприятия можно разделить на четыре группы согласно классификации организаций по фиксированности  структур и взаимодействия:

1) централизованные организации – организации с фиксированной иерархической структурой и жесткими субординационными вертикальными связями;

2) рыночные организации - организации с переменной, но предварительно определенной структурой, и постоянным поиском и распределениям заказов по рыночному (договорному) принципу;

3) сообщества с нормами взаимодействия и поведения - организации с переменной, но предварительно определенной структурой, и взаимодействием согласно определенным нормам и правилам взаимодействия и поведения;

4) плюралистические сообщества - организации с переменной и  не фиксированной структурой независимых агентов.

Централизованная организация соответствуют жесткой командно-административной структуре управления с иерархической структурой и жесткими субординационными вертикальными связями.

Организации рыночного типа состоят из независимых агентов, которые преследуют собственные цели и выполняют отдельные задачи на основе контрактов и договорных отношений.

Сообщества с нормами поведения представляют собой совокупность агентов, взаимодействующих между собой в соответствии с предварительно определенными нормами и правилами поведения и взаимодействия.

Плюралистическое сообщества образуется из независимых агентов, которые совместно готовят решение задачи и сообщают результаты другим членам сообщества. Последние проверяют, отвергают или улучшают предложения других.

Согласно классификации, предложенной М. Лиу, организационные структуры разбиваются на иерархические, гетерархические и промежуточныеВ иерархических организационных структурах налицо разрыв между функциями верхнего уровня (планирование, организация, координация и контроль) и функциями нижнего уровня (исполнение). У исполнителей нет автономии, а также они практически лишены ответственности. Этот разрыв между характером функций агентов полностью стирается в гетерархических организационных структурах с исключительно горизонтальными координационными связями. Промежуточные модели лежат между указанными крайними случаями и определяют смешанную горизонтально-вертикальную организационную структуру.

М. Лиу также рассматривает еще одну форму организации  - матричную, когда исходная организационная структура изменяется в зависимости от ситуации и компетенции агентов.

При формировании виртуальных предприятий могут быть предприятия, которые концентрируют свои усилия исключительно на управлении ключевыми компетенциями третьей стороны. Так, в [103] автор отмечает, что виртуальная организация – это предприятие, работающее под метаменеджментом, где последний характеризует управление виртуально организованной задачей. Виртуально организованная задача – это целенаправленная деятельность, которая осуществлена соответствующим распределением или перераспределением конкретных удовлетворителей (исполнителей, ресурсов) по абстрактным требованиям задачи. Основными функциями метаменеджмента являются [104]:

1. Анализ абстрактных требований, т.е. определение задач.

2. Выделение возможных «удовлетворителей» (исполнителей, ресурсов)  определение потенциальных исполнителей (организаций, предприятий, коллективов, отдельных людей), которые наилучшим образом могут выполнить задачу (обладают ключевой компетенцией).

3. Переключение и отслеживание  распределения «удовлетворителей» к требованиям.

4. Поддержание и возможно пересмотр процедуры распределения «удовлетворителей» к требованиям.

5. Пересмотр и наладка оптимальных или удовлетворяющих критериев процедуры распределения.

Другими словами, метаменеджмент виртуальных предприятий заключается в определении абстрактных требований (задач), выделении возможных исполнителей и ресурсов, которые оптимально соответствуют задачам,  распределении, постоянном отслеживании и перераспределении (если это необходимо) их по задачам.

Описанный подход в большей степени затрагивает вопросы динамической организации и функционирования сети, исходя из поступившего рыночного заказа. Что больше подходит для временных и централизовано управляемых сетей, а не для долгосрочных сетевых пулов, междисциплинарных сетей знаний,  целевых сетевых объединений и др.

Можно также выделить три типичных способа централизованного распределения задач:

1) командное управление, когда агент-менеджер самостоятельно распределяет все задачи между заранее определенными исполнителями (партнерами) и контролирует их выполнение;

 2) распределение по принципу торгов или конкурса, когда агент-менеджер распространяет объявление об общем задании, а потенциальные агенты-исполнители предлагают свои услуги, т. е. исполнители заранее не определены, а отбираются в результате конкурса; однако и распределение отдельных задач, и контроль остаются прерогативой менеджера;

3) распределение путем соревнования, когда агенты-исполнители дают свои предложения уже на уровне отдельных задач, т. е. происходит подбор исполнителя под конкретную задачу, а роль менеджера сводится к контролю и координации их действий.

Предыдущая