BizLog - деловое общение

Объявления

А.В. Катаев
Виртуальные бизнес-организации

СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. – 120 с.

Предыдущая

Глава 1. Виртуальные предприятия как новая организационная форма управления

1.3. Подходы к организации и управлению долгосрочными виртуальными предприятиями

Многие виртуальные организационные формы имеют временный характер функционирования и ориентированы на выполнение определенного рыночного заказа или проекта. Наряду с ними существуют виртуальные предприятия, ориентированные на постоянный поиск и выполнение различных рыночных заказов за счет взаимодействия и сотрудничества участников партнерской сети.

Большинство определений виртуального предприятия подчеркивают временный характер предприятия, кооперацию и ориентацию на потребности конкретных потребителей или рыночный заказ, например:

1. «Виртуальное предприятие – это добровольная временная форма кооперации нескольких, как правило, независимых партнеров (предприятий, институтов, отдельных лиц), обеспечивающая благодаря оптимизации системы производства благ большую выгоду клиентам» [17].

2. «Виртуальное предприятие – это временная кооперационная сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующаяся на единой информационной системе».

Долгосрочные виртуальные предприятия можно определить как базирующуюся на единой информационной системе динамическую сеть взаимодействующих предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для поиска и выполнения различных рыночных заказов.

В упрощенном виде долгосрочные виртуальные предприятия представляют собой информационно интегрированные  сети предприятий, ориентированных на постоянный совместный поиск и выполнение рыночных заказов.

Необходимо также отметить, что основными характеристиками виртуальных форм организации в целом, и долгосрочных виртуальных предприятий в частности являются:  открытая   распределенная структура;   гибкость;  приоритет горизонтальных связей;  автономность и узкая специализация членов сети; высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

На рис. 1.3. приводится модель организации и функционирования долгосрочного виртуального предприятия как целеустремленной организационной системы.

Рис. 1.3. Концептуальная модель организации и функционирования долгосрочного виртуального предприятия

Под динамической сетью будем  понимать изменяющуюся совокупность предприятий, объединенных общими целями, имеющую четкие границы, принципы и правила взаимодействия,  коммуникации, входа и выходы из сети. Динамическая организация понимается как изменяющаяся организационная структура, наиболее отвечающая выполнению рыночных возможностей и рыночных заказов и способствующая достижению поставленных целей долгосрочного виртуального предприятия в целом.

С точки зрения самоорганизации, в первую очередь, необходимы такие условия и среда, при которых участникам сети будет целесообразно взаимодействовать друг с другом. В этой связи необходимо обратить внимание на цели участников динамической сети, на их совместимость и возможность согласования.

Целями участников динамической сети виртуального предприятия могут быть увеличение дохода, снижение затрат и собственное экономическое развитие за счет взаимодействия с другими участниками сети. Причем, для конкретных участников сети основная цель может быть различна. Для одних, например, основной целью может быть увеличение прибыли за счет использования более дешевых ресурсов партнеров при сохранении доходов. Для других – увеличение доходов за счет выхода на другие рынки посредством сотрудничества. Для какого-то из участников сети наиболее важной целью взаимодействия будет являться  собственное развитие с точки зрения получение новых данных, знаний, сведений, опыта и ресурсов, которые можно будет использовать в дальнейшем.

Следовательно, при организации виртуального предприятия должны быть создана среда и условия эффективного взаимодействия участников сети в целях увеличения их дохода, снижения затрат и экономического развития. По сути, динамическая сеть в рамках долгосрочного виртуального предприятия представляет собой некое коммерческое сообщество, объединенное общей целью – получение выгод за счет взаимодействия.

Большинство динамических сетей формируется при выявлении рыночной возможности или поступлении специфического рыночного заказа. К примеру, предприятие, получившие заказ или выявившие рыночную возможность, ищет и объединяет партнеров, которые обладают требуемыми компетенциями. В этих условиях участники динамической сети ориентированы на выполнение конкретных задач и организованы в соответствие с целями и задачами выполнения рыночного заказа (определенного проекта). После выполнения рыночного заказа сеть распадается.

В условиях объединения разнородных предприятий с различными целями, стратегиями и возможным «временем жизни» в сети и ориентацией на постоянный поиск и выполнение различных заказов и проектов создаются определенные трудности в выработке и согласовании целей, разработки различных стратегических решений и, главное, развития долгосрочного виртуального предприятия в целом.

Анализ практической деятельности таких виртуальных предприятий показывает, что одним из решений в данной ситуации является создание некого стратегического координационного центра, в состав которого входят представители основных предприятий, либо привлечение в сеть предприятия, обладающего соответствующими ключевыми компетенциями.

Основные функции такого центра, можно разбить на три основных блока:

1. Маркетинговые функции – организация поиска рыночных заказов, привлечения клиентов, реализации продуктов или услуг и т.п.

2. Организационно-управленческие функции – разработка целей и задач, стратегий, планирование, организация, координация и управление предприятиям.

3. Функции управления знаниями – идентификация, накопление, привлечение и развитие ключевых компетенций.

Остановимся подробней на функциях управления динамической сетью.

Как показано выше, основой виртуальных предприятий для постоянного поиска и выполнения отдельных рыночных заказов являются динамические партнерские сети, которые призваны обеспечить быстрый отбор партнеров (участников сети)  и объединения их в единую систему для выполнения конкретного рыночного заказа или проекта.

Процедуры оценки, отбора и объединения партнеров должны учитывать такие цели и возможные конкурентные преимущества виртуальных  предприятий, как: скорость выполнения рыночного заказа; снижение совокупных затрат; более полное удовлетворение потребностей заказчика; гибкая адаптация к изменениям  окружающей среды; снижение барьеров выхода на новые рынки.

Для эффективного выполнения отдельных заказов необходимо разработать систему отбора и объединения партнеров, решающую две взаимосвязанные и взаимодополняющие задачи:

1. Привлечение новых участников динамической сети, обладающих ключевыми компетенциями для эффективного выполнения отдельных задач, возможных рыночных заказов и для функционирования долгосрочного виртуального предприятия в целом.

2. Оптимальный отбор и объединение исполнителей и партнеров, обладающих ключевыми компетенциями для выполнения конкретного рыночного заказа, в соответствии с целями и задачами проекта.

Вторую задачу условно можно разбить на следующие этапы:

1. Определение необходимых ключевых компетенций и ресурсов, требующихся для выполнения задач и требований проекта.

2. Поиск среди участников динамической сети потенциальных исполнителей и партнеров, обладающих требуемыми ключевыми компетенциями и ресурсами  для выполнения рыночного заказа.

3. Оценка ключевых компетенций и ресурсов потенциальных исполнителей и партнеров с целью отбора партнеров, которые наилучшим образом могут выполнить определенные задачи.

4. В случае отсутствия в динамической сети подходящих ключевых компетенций и ресурсов  производится поиск и оценка потенциальных исполнителей и партнеров вне динамической сети.

5. Привлечение потенциальных исполнителей и партнеров.

6. Оптимальный отбор исполнителей и партнеров в соответствии с целями и задачами проекта, ограничениями по времени, стоимости, качеству исполнения и т.п.

7. Объединение исполнителей и партнеров для выполнения рыночного заказа или проекта.

Первая задача усложнена тем, что для ускорения и улучшения качества выполнения заказа необходимо формировать динамические сети потенциальных партнеров без привязки к конкретному рыночному заказу и при достаточно размытых требованиях к компетенциям потенциальных партнеров. Другими словами, участники динамической сети не ориентированы на выполнение конкретных задач и могут долгое время ожидать их появления.

Следовательно, необходима, с одной стороны, разработка соответствующих механизмов поиска, оценки, отбора, привлечения и объединения участников динамической сети без привязки к конкретному рыночному заказу, и, с другой стороны, разработка механизмов балансировки потока заказов, состава, компетенций и целей участников сети.

В этой связи были выделены основные стимулы и возможности, способствующие привлечению участников динамической сети:

1. Получение новых заказов, которые участнику самому было бы практически невозможно получить (выход на новые рынки).

2. Доступ к специализированной и специфической информации (методики, ранее проведенные исследования, различные базы данных и др.).

3. Повышение уровня (качества) своих услуг за счет использования опыта и знаний партнеров.

4. Расширение перечня услуг и предложения комплексных решений за счет включения услуг и продуктов партнеров.

5. Уменьшение издержек и сроков выполнения заказов за счет привлечения ресурсов партнеров.

6. Участие в выполнении заказа, который сам участник выполнить не смог бы (участие в комплексных и крупных проектах).

7. Получение дополнительного дохода за счет предоставления партнерам своих неиспользуемых ресурсов.

Таким образом, для эффективной организации и управления долгосрочными виртуальными предприятиями необходима разработка соответствующих методов и процедур поиска, оценки, отбора, привлечения  и объединения участников динамической сети и партнеров для выполнения отдельных заказов с учетом целей и задач отдельных участников и предприятия в целом.

В этой связи далее рассмотрим модели управления виртуальными предприятиями  как организационной системой.

Предыдущая