BizLog - деловое общение

Объявления

А.В. Катаев
Виртуальные бизнес-организации

СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. – 120 с.

Предыдущая

Глава 2. Методы и подходы к формированию (организации) долгосрочных виртуальных предприятий

2.4. Разработка стратегии развития виртуального предприятия на основе SWOT-анализа

SWOT-анализ является одним из самых распространенных методов анализа в менеджменте и маркетинге. SWOT-анализ должен дать четкое представление о ситуации и указать, в каких направлениях нужно действовать, используя сильные стороны предприятия, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости.

В маркетинге он применятся в качестве инструмента разработки стратегии как в целом маркетинга, так и по отдельным рынкам, и группам продуктов. Возможно применение SWOT-анализа и для анализа конкурентов, т.е. проводится SWOT по каждому основному конкуренту.

SWOT-анализ должен дать ответы на такие вопросы:

1. Что у нас лучше/хуже, чем конкурентов, и поможет достичь или не достичь поставленных целей.

2. Какие изменения во внешней среде могут помочь или помешать нам в достижение поставленных целей

Хорошая стратегия должна учесть и увязать эти факторы. SWOT-анализ можно применить к различным видам деятельности и задачам. Можно применить и для разработки стратегии предприятия в целом, и для стратегии маркетинга, политики продвижения продукции, и разработки конкретной рекламной акции и т.п.

В данном контексте под стратегией понимается совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления ресурсов и усилий предприятия для достижения поставленной цели.

Как известно, SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя среда предприятия отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т.

SWOT-анализ предполагает, во-первых, выявление внутренних сильных и слабых сторон предприятия, а также внешних возможностей и угроз, и, во-вторых, установление связей между ними.

В табл. 2.5. представлены примеры основных факторов, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе [21, 22].

Для стратегической перспективы предприятия особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что нужно сделать.

Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ предприятия. Это важно для формирования стратегии, так как:

·   уникальные возможности дают предприятию шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,

·   создают конкурентные преимущества на рынке,

·   потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.

Следует отличать благоприятные возможности отрасли и предприятия. Превалирующие и вновь возникающие благоприятные возможности в отрасли наиболее подходят предприятию, которое имеет конкурентные преимущества или другие возможности для роста.

Таблица 2.5

Примеры факторов, учитываемых в SWOT-анализе

Внутренние сильные стороны (S):

Внутренние слабые стороны (W):

Четко проявляемая компетентность

Потеря некоторых аспектов компетентности

Адекватные финансовые источники

Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии

Высокое искусство конкурентной борьбы

Рыночное искусство ниже среднего

Хорошее понимание потребителей

Отсутствие анализа информации о потребителях

Признанный рыночный лидер

Слабый участник рынка

Четко сформулированная стратегия

Отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации

Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество

Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами

Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности

Устарелые технология и оборудование

Проверенное надежное управление

Потеря глубины и гибкости управления

Надежная сеть распределения

Слабая сеть распределения

Высокое искусство НИОКР

Слабые позиции в НИОКР

Наиболее эффективная в отрасли реклама

Слабая политика продвижения

Внешние благоприятные возможности (О):

Внешние угрозы (Т):

Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей

Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографические изменения  ввода новых рыночных сегментов

Расширение диапазона возможных товаров

Увеличение продаж заменяющих товаров, изменение вкусов и потребностей покупателей

Благодушие конкурентов

Ожесточение конкуренции

Снижение торговых барьеров в выходе на внешние рынки

Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости

Благоприятный сдвиг в курсах валют

Неблагоприятный сдвиг в курсах валют

Большая доступность ресурсов

Усиление требований поставщиков

Ослабление ограничивающего законодательства

Законодательное регулирование цены 

Ослабление нестабильности бизнеса

Чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса

Классический SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку в баллах относительно среднеотраслевых показателей или по отношению к данным стратегически важных конкурентов. Классическим представлением информации такого анализа являлось составление таблиц сильных сторон в деятельности предприятия (S), ее слабых сторон (W), потенциальных благоприятных возможностей (О) и внешних угроз (Т) [2, 99, 107].

В ряде работ, например, [20, 55], излагается методика SWOT-анализа, основной упор в которой сделан не на методы определения и оценку S, W, O и T, а на формулирование конкретных стратегий и мероприятий на основе S, W и с учетом O и T. Так, в [55] предлагается после определения S, W, O, T перейти к составлению матрицы стратегий:

SO – мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей предприятия;

WO – мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;

ST – мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избежания угроз;

WT – мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избежания угроз.

Далее происходит отбор и ранжирование мероприятий. Ясен недостаток этой методики – нет комплексности рассмотрения с оценкой вероятности возникновения конкретных ситуаций (возможностей и угроз).

Очевидно, что важно не только определить возможности и угрозы, но и попытаться оценить важность учета той или иной угрозы или возможности в стратегии предприятия.

В [20] для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей, которая строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность предприятия (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается вероятность того, что предприятие  сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Аналогичная матрица составляется и для оценки угроз.

В [22] предложено объединить в одной процедуре и аналитические оценки, и выбор стратегически важных факторов. В модифицированной методике SWOT-анализа произведено объединение стратегической ситуации предприятия, заключения о важности отдельных факторов и их влиянии на стратегию, идентификации и оценки стра-тегических альтернатив. Для этого в состав экспертных оценок были включены оценки вероятности появления благоприятных возможностей и угроз, уровней влияния на деятельность предприятия этих внешних факторов, ин-тенсивности сильных и слабых сторон в деятельности предприятия и их влияния на реализацию благоприятных возможностей и защиту от возможных внешних угроз. Далее эти оценки выступали в качестве компонентов интегрированных весов сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, с учетом внешних благоприятных возможностей и угроз.

Предлагаемая модифицированная методика SWOT-анализа позволяет обоснованно перейти от фиксации балльных оценок отдельных факторов к выбору наиболее существенных по всем частным факторам в их взаимосвязи.

Далее представлено развитие этой методики и адаптация под особенности деятельности виртуальных предприятий.

Данную методику можно условно разбить на следующие шаги:

1. Подбор экспертов и формирование экспертных групп для проведения SWOT-анализа виртуального предприятия в соответствии со стратегической целью предприятия;

2. Формулирование экспертами сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и угроз по сфере своей компетенции;

3. Согласование формулировок и единого их понимания соответствующими экспертами.

4. Оценка экспертами сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и угроз в их взаимосвязи по сфере своей компетенции;

5. Обработка и свертка полученных оценок;

6. Анализ полученных результатов и формулирование стратегий.

Значение коэффициента влияния на деятельность предприятия конкретных благоприятных возможностей или угроз эксперт заполняет, руководствуясь следующими правилами:

·   никак не влияет на деятельность предприятия – оценка 0;

·   создает коренные новые возможности или в случае реализации угрозы деятельность организации может быть прекращена – оценка 1;

·   промежуточные случаи:

·   слабое влияние   0,1 – 0,3;

·   среднее влияние   0,4 – 0,6;

·   сильное влияние  0,7 – 0,9.

Оценка интенсивности факторов в пределах (1–5) эксперт проставляет, пользуясь следующими правилами:

·   оценка 5 – отличительное преимущество;

·   оценка 4 – 3 – интенсивность четко выше, чем среднеотраслевая;

·   оценка 2 – 1 – интенсивность вероятно выше, чем среднеотраслевая, но это недостоверно.

Аналогично для слабых сторон в деятельности предприятия используются следующие правила:

·   оценка –5 – в деятельности предприятия эта сторона практически не представлена;

·   оценка –4, –3 – позиция по этому фактору слабее среднеотраслевой;

·   оценка –2, –1 – интенсивность фактора возможно слабее среднеотраслевого значения, но это недостоверно.

Оценки влияния соответствующих факторов S и W на использование благоприятных возможностей или на защиту (или усугубление) от опасности заполняются в соответствии со следующими правилами:

·   оценка +5 – фактор дает полную возможность использовать благоприятные возможности или предотвратить отрицательные последствия угроз;

·   оценка +4, +3 – содействие использованию благоприятных возможностей или защите от угроз;

·   оценка +2, +1 – положительное влияние на использование благоприятных возможностей или защиту от угроз;

·   оценка 0 – нет практического влияния фактора на конкретные факторы О и Т;

·   оценка –1, –2 – отрицательное влияние на использование благоприятных возможностей или содействие усилению угрозы;

·   оценка –3, –4 – сильное отрицательное влияние на использование благоприятных возможностей или четкое усиление угрозы;

·   оценка –5 – невозможность использовать благоприятные возможности и предотвратить действие угрозы.

Оценки экспертов aij затем преобразовывается в оценки . По оценкам каждого эксперта производится оценка уровня конкретных благоприятных возможностей для предприятия ; угроз по формуле ; сильных сторон - , слабых сторон - .

Итоговая матрица содержит суммы взвешенных оценок экспертов.

В конченом итоге получаются ранжированные сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, на которые необходимо обратить внимание при формировании бизнеса и стратегии долгосрочного виртуального предприятия.

Предыдущая