sirius-2 писал(а):
А в развитых странах, давно не капитализм, а постиндустриальное общество.
Постиндустриальная концепция - это из социологии, а не из теоретической экономики. Социология, попросту говоря - это философия в новомодной "полиэтиленовой" упаковке, т.е. в упрощённой подаче. Примерно как если бы фильмы Бергмана сменились мыльными операми.
Я буду давать вырезки из своей статейки в черновом варианте (между двумя стрелочками), перемежая "простыми словами", т.к. уснуть можно запросто
Авторы зачастую скрупулёзно подбирают фактический материал, и этот материал, поскольку концепция претендует на всеохватность (
постиндустриальная концепция написана на базе "единовременного охвата" экономики, истории и НТП), читается с интересом. С тем интересом, с которым вообще читается публицистика, вышедшая из-под пера неглупых авторов. Одной из просто понимаемых причин популярности социологии является то, что несмотря на стремительное по историческим меркам отпочкование от философии специализированных наук в последние пару веков, количество «умных людей вообще» не только не уменьшается, но и, разумеется, растёт. Соответственно растёт количество интеллектуально одарённых литераторов, занимающих ту или иную нишу в жанре нон-фикшн.
Надо отдать должное этим авторам в том, что они, в том числе, привлекают внимание «специализированной общественности» к общечеловеческим проблемам, которые возникли и особенно к тем, которые могут возникнуть, учитывая ускоряющийся ход НТП. Задачи выживания человечества как биологической популяции и, вообще, сохранения устойчивого многообразия форм жизни на планете Земля никто, что называется, не отменял, и, более того, эти задачи, при параллельном разрастании нашей популяции и увеличении технологических искушений, постоянно усложняются.
(Не спать!
)
При этом полезно чётко осознавать, что социлогия - это НЕ НАУКА:
Следует отдавать себе отчёт, что претензии концепции «постиндустриального общества» на научность, на право называться «теорией», не очень состоятельны, как и социологии в целом, как и философских дисциплин вообще, пытающихся тем или иным образом синтезировать различные науки в едином ключе.
Почему постиндустриальная концепция - не наука:
В несколько упрощённом виде любая фундаментальная наука начинается с системы базовых (материалистичных, т.е. просто показываемых или измеряемых) взаимоувязанных определений, на основании которых затем формулируются с той или иной степенью точности доказанные законы и, затем, выдвигаются гипотезы о возможно большей цельности и дальнейшем развитии данной науки (теории). Концепция «постиндустриального общества» сразу перескакивает к последнему.
(Статья написана в форме краткой полемики с предисловием довольно видного нашего экономиста, д.э.н. В.Иноземцева, к изданной им книге "Новая постиндустриальная волна на Западе"). Понимая необходимость фундаментальных определений, Иноземцев пытается их "подложить":
Трудно назвать базовыми определениями две «фундаментальные составляющие» указанной концепции, которые при ближайшем рассмотрении, на наш взгляд, превращаются в одну, в одну гипотезу:
доминирование НТП над развитием классовой структуры общества (не спать!
-
подчёркивание и "ожирнение" здесь и далее эспешиалли для форума). В. Иноземцев выделяет в отдельные составляющие такое доминирование в прошлом и доминирование в настоящем-с-прицелом-надо-полагать-на-будущее. Первая (курсив в обеих цитатах В.Иноземцева.): «…Таким образом, возникла первая фундаментальная составляющая теории постиндустриального общества: в качестве доминирующего распространился подход, основанный на периодизации истории не по принципу оценки классовой структуры соответствующих обществ, а на основе исследования технологических аспектов организации общественного производства». Вторая: «…Таким образом, сформировалась вторая фундаментальная составляющая теории постиндустриального общества: на этот раз принцип доминирования технологических аспектов организации общественного производства над оценкой классовой структуры оказался распространён не только на историческую периодизацию, но и на конкретный анализ экономического развития современных обществ»".
Написано мудрёно, но суть я вам подчеркнул. А две их, этих составляющих, на мой взгляд просто потому, что "две" солиднее чем "одна".
То, что НТП влияет на совершенствование типов взаимоотношений внутри национальной экономики (формаций) трудно отрицать. Но здесь употреблено более сильное «доминировать», и, хотя автор ограничивается этой обтекаемой категорией (
и в целом отношение В. Иноземцева к представляемой им концепции можно охарактеризовать как несколько отстранённое. В. Иноземцев, вообщем-то, большая умница, и издание это книги обусловлено как его внутренними метаниями, так и, скажем, некоторыми тактическими соображениями), используется она фактически в значении «определять».
Внимание, после церемониальной велеречивости, голый король! Суть, то бишь:
... А характер «определения» весьма нехитрый: на основе деления общественного производства на 1) сельское хозяйство, 2) промышленность и 3) сферу услуг концепция провозглашает три этапа экономического развития: 1) доиндустриальный, 2) индустриальный, 3) постиндустриальный. Специфика использования человека (рабовладение), земли (феодализм), средств производства (социализм), денег (переход от золотого стандарта к бумажным деньгам), и многое другое (инфляции-дефляции, рецессии - депрессии) не учтены, видимо, как вторичные явления.
Где заплутали:
Причина, в общем-то детской ошибки, понятна – пресловутый
технологический детерминизм. (не спать!
) Другими словами, преувеличенное внимание к развитию способностей к
естественным наукам (конкретного мышления) у сторонников данной концепции подменило внимание к развитию мышления homo sapiens вообще.
Какой акцент точнее:
А прежде всего развитие абстрактного мышления – всё большего развития способностей среднего человека
к планированию и, следовательно,
автономному управлению экономическими процессами (компаниями) и, как следствие, расширяющемуся участию в политическом управлении – имеет отношение к поэтапным системным преобразованиям, изучаемым такой
гуманитарной наукой, как теоретическая экономика.
Вместо системы формаций, выведенных К. Марксом (у него они заканчиваются "коммунизмом", что в реальности ограничилось социализмом), социлоги, особо не мудрствуя, вывели на арену "трёхпальцевую систему".
Типы экономических формаций отмечают постепенное увеличение экономических собственников после очередного урезания прав элитарных собственников отмирающей формации. Без соответствующего технологического базиса, подготовленного естественными науками, никакого поступательного формационного развития не получится, но теоретическая экономика этого и не отрицает и не пытается навязать свои представления физикам, химикам или геологам, как и те - экономистам. «Теория» постиндустриального общества, видимо, решила исправить «упущение». Возможно, западным социологам не дают покоя лавры вездесущего «диалектического материализма».
PS Любая выдуманная «теория», кстати, провоцирует «детские» вопросы. Например, любопытно, если задача практического использования термоядерного синтеза будет решена, и человечество получит доступ к принципиально новому источнику энергии, начнётся новая эпоха ? Скажем, «постэнергетическая»? А если человечество не убьёт само себя или не «попадёт в плен» к носителям искусственного интеллекта, а благополучно колонизирует окрестные планеты, то наступит, как можно допустить, некая «постматеринская» эпоха. Вряд ли подобные события менее важны, чем превышение сферы услуг над промышленностью в США, которое служит чуть ли не решающим доводом "постиндустриалистов". Любопытно, опять-таки, что будет с «постиндустриальной» экономикой США, когда они вернутся с небес на землю и будут, как все смертные, покупать импортные товары не за доллары США, являющиеся последние полвека мировой валютой и обеспечиваемые торговым оборотом всей мировой экономики, а за обычную выручку от своих экспортированных товаров?
Или социологи думают, что венцом развития экономики является экономическая система, в которой более других преуспевают торговцы раскрашенной бумагой?