ТРИ ШАГА ДО СОЦИАЛИЗМА
--------------------------------------------------------------------------------
Шаг1. ЗАГАДКА ТЫСЯЧИЛЕТИЙ
Тысячелетия люди обмениваются товарами, без особого труда формируя пропорции обмена.
Но до сих пор остается загадкой вопрос о том, что побуждает участников обмена выбирать именно эти пропорции, что определяет величину стоимости товаров.
Существуют теории стоимости, где утверждается, что величина стоимости товаров определяется: величиной полезности товара, количеством трудозатрат производства товара, количеством затраченной энергии или информации и т.д. Но ни одна теория не создала ясной картины того, как участники обмена соизмеряют обменивающиеся товары по выше названным параметрам, формируя, таким образом, цены и стоимости товаров.
Сейчас в экономической практике укоренился факт, что понятия «цена» и «стоимость» являются синонимами. И это правильно. Хотя, если этот вопрос рассмотреть глубже, то цена есть цена конкретного товара, а стоимость есть видовая цена товара.
Что касается соизмерения то, исследуя работу реального рынка, следует заметить, что участники обмена соизмеряют вовсе не товары. Каждый из них в этом обмене соизмеряет свое экономическое положение с положением своих конкурентов, стремясь, как минимум, к равенству положений.
Диалектика обмена на рынке похожа на игру в перетягивание каната, где каждый игрок пытается «перетянуть» конкурентов. Но если никто из участников обмена не имеет никаких привилегий, «перетягивание» завершается положением, близким к равенству.
«Борьба» покупателей формирует спрос рынка на товары, где все одинаковые товары имеют равные цены у всех продавцов и для всех покупателей.
«Борьба» товаропроизводителей (продавцов) формирует переливы средств из менее прибыльных видов предпринимательства в более прибыльные, превращая средневидовые прибыли в среднерыночную, и формирует предложение рынка по ценам, равным средневидовым издержкам производства, плюс среднерыночная прибыль на единицу издержек производства.
«Борьба» покупателей с продавцами за удовлетворенность ценой товара формирует соответствие между спросом и предложением на уровне цен, равных средневидовым издержкам производства товара, плюс среднерыночная прибыль на единицу товара, то есть на уровне цен, равных средневидовым ценам производства товара.
Цена (стоимость) производства товара есть сумма цен(стоимостей) труда всех производителей этого товара, начиная с производителей сырья, энергии, станков, и кончая последним его производителем – продавцом.
Таким образом, величина стоимости товара на рынке формируется в соответствии с величиной стоимости воплощенного в товар труда всех его производителей. Именно в соответствии с величиной стоимости труда, а не в соответствии с количеством труда,, как утверждает трудовая теория стоимости, рождая одно из неразрешимых противоречий теории – количественную несоизмеримость куска колбасы с музыкальным произведением.
Воплощенный в товар труд стоит ровно столько, сколько стоит созданный им товар. Труд, толкущий воду в ступе, не имеет стоимости. Труд, уничтожающий стоимость, имеет отрицательную стоимость. Если сформированная рынком стоимость товара равна нулю, то и стоимость создавшего товар труда тоже равна нулю. Хотя в другое время или на другом рынке данный товар может найти своего покупателя.
Если проанализировать условия, в которых рынок формирует объективные цены товаров, то выясняется, что все они сводятся к необходимому для рождения конкуренции количеству субъектов обмена, и отсутствию привилегий у каких-то субъектов обмена. Монополист же имеет возможность устанавливать монопольные (субъективные) цены, которые могут многократно превышать средневидовые (объективные) цены товаров, то есть имеет возможность перетягивать доход конкурентов в свою пользу.
Так выглядит до предела упрощенный механизм формирования стоимости товаров на реальном рынке. Более подробно этот механизм описан в статье Диалектика рыночного равновесия (
[...]).
Шаг2. ЗАГАДКА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Рынок есть институт обмена товарами. Рынок труда есть институт обмена труда на плату за труд. На бирже труда обменивается способность к труду на рабочее место, поэтому биржу труда, в лучшем случае, можно назвать входной дверью на рынок труда, но никак не самим рынком труда.
Зачем же в экономической теории родилась этакая путаница? А затем, чтобы, убедить мыслящих людей в том, что плата за наемный труд осуществляется на бирже труда, и ни о какой эксплуатации наемного труда в процессе производства товаров речи быть не может.
На самом же деле рынок труда, - институт обмена труда на заработную плату, - имеет место быть на каждом самостоятельном предприятии. Работодатель-собственник предприятия является монополистом на рынке труда своего предприятия, что и позволяет ему завышать цену собственного труда посредством занижения цены труда наемных работников.
В стоимостной форме этот процесс выглядит следующим образом. Работодатель в условиях равновесного рынка обычных товаров обменивает результаты труда наемного работника на объективную величину стоимости этого труда, отдавая наемному работнику в виде заработной платы только часть этой величины (часть объективного дохода от труда). Остальная же часть стоимости труда наемного работника присваивается работодателем в виде субъективной надстройки над объективной стоимостью труда работодателя.
Шаг3. ЗАГАДКА СОЦИАЛИЗМА.
Загадка социализма заключается в том, что главный его принцип – распределение доходов по труду может быть реализован только посредством рыночных механизмов.
Социально-экономической основой социализма должны быть небольшие (до 20 человек) самостоятельные производственные коллективы. Более крупные предприятия должны формироваться из таких коллективов на рыночных или рыночно-хозрасчетных отношениях.
Первичные производственные коллективы должны быть организованы таким образом, чтобы их рынки труда были демонополизированы, и имели устойчивое тяготение к равновесию.
Для этого, во-первых, коллективы должны быть владельцами используемых ими средств производства. Во-вторых, оценка труда каждого члена коллектива должна осуществляться руководителем коллектива совместно с советом производственного кроллектива (3 – 4 человека, самых авторитетных в коллективе профессионалов). Зарплата руководителя и членов производственного совета должна быть пропорциональна доходу коллектива или средней зарплате в коллективе.
Бухгалтерская отчетность всех (кроме определяемых Государственной Думой) предприятий и организаций в социалистическом обществе должна публиковаться на открытых сайтах Интернета.
Вся административная власть в государстве должна формироваться на производственной основе снизу вверх многоступенчатой системой конкурсных отборов, образуя пирамиду народовластия, опирающуюся на надежный фундамент демократии – принадлежащие народу средства производства.
Еще один рыночный механизм в социалистическом обществе должен распределять между членами общества доходы от собственности на средства производства.
Для этого каждому члену общества должна принадлежать равная со всеми другими членами общества часть стоимости всех средств производства общества, которую он может использовать для производства товаров в одиночку или в коллективе. Производственный коллектив, используюший в своей деятельности стоимость средств производства, превышающую суммарную стоимость личных долей членов коллектива, за излишек платит арендную плату, которая образует фонд оплаты базовых частей пенсий и пособий неработающих членов общества.
Литература
1.Твердохлебов Г.А. Диалектика рыночного равновесия. «Экономика и финансы» №20, 2006г., «Фонд правовых исследований»;
[...]
2.Твердохлебов Г.А. Движущие силы социального прогресса. «Федерация» №9, 2006, «Фонд правовых исследований»;
[...]
3.Твердохлебов Г.А. Диалектика эволюции животного мира. Сущность диалектического противоречия;
[...]
4.Твердохлебов Г.А. Рождение правоотношений и государственной власти. «Объединенный научный журнал» №13, 2006, «Фонд правовых исследований»;
[...]
5.Твердохлебов Г.А. Физиология мышления. «Объединенный научный журнал» № 21, 2006, «Фонд правовых исследований»;
[...]