Согласен, в случаях совершенной конкуренции и даже олигополии, т. е. когда существуют несколько или много конкурентов, новая вошедшая на рынок фирма будет прежде всего ориентироваться именно на них, если у нее сходный товар. Действительно, нет смысла проводить исследования, если при условно примерно сходных издержках и рынках на рынке уже установлена оптимальная цена. Новая фирма может просто принять эту цену, а затем при необходимости вытеснять конкурентов, понижая ее и прогнозируя сценарии. Но и в этом, особенно олигополистическом случае для вытеснения конкурентов все равно нужны исследования совокупной кривой спроса для верного прогноза.
Скажем, одной фирме нужно понизить цену для вытеснения конкурентов, и она себе это готова позволить за счет издержек. Если спрос неэластичен, т. е. при понижении цены продаваемое количество у фирмы почти не увеличится, то другие фирмы и не будут на это реагировать, конкуренты не будут вытеснены с рынка. При эластичном спросе - наоборот.
Еще забыл сказать, исследования совокупного спроса применяются в налоговой политике, в США даже есть конкретные цифры расчета эластичности. При повышении налога на товар с неэластичным спросом проданное количество почти не изменится, с эластичным - наоборот. Например, правительство вводит налог на продажу хлеба с эластичным спросом, продажи падают чрезвычайно, падают доходы, и падает общая сумма собираемого налога. У нас в России НДС разделяется только на 2 группы, и нет четкого разделения ставок, обоснованного исследованиями и расчетами, что несомненно способствовало бы оптимизации общественного производства.
По олигополистической кривой спроса - существует упрощенная теория, учитывающая действия конкурентов, могу дать источник.
|