Уважаемый Александр!
Ваши затруднения, вызванные отсутствием информации о спросе на интересующий Вас товар, естественны, поскольку задача, которую Вы пытаетесь решить уникальна. Ее уникальность определяется сущностью самой категории спроса. Ведь когда мы анализируем зависимость количества товаров, которые потребители желают и могут купить, от цены (т.е. фактически строим функцию или кривую спроса), то мы предполагаем, что остальные факторы (доходы, цены на другие товары, предпочтения потребителей и т.д. и т.п.) постоянны. Но в реальной жизни, как Вы это сами понимаете, все эти факторы крайне изменчивы. Поэтому, даже если представить ситуацию, что кто-то когда-то анализировал спрос на интересующий Вас товар, как зависимость количества от цены, и Вы получили эти данные, то они Вам уже не помогут, а скорее даже навредят. Таким образом, решать поставленную Вами задачу, Вам придется самому. Далее, если углубляться в теорию, то получается, что метод опроса является единственным для построения "чистой" (в смысле чистоты эксперимента) функции спроса, поскольку такая функция спроса не строится сама по себе, а выводится на основе функции общей полезности и полученных с ее помощью кривых безразличия. А такие данные никакая статистика не собирает. Но, как справедливо заметил коллега Константин, метод опроса обладает рядом недостатков, которые делают его применение в данном случае крайне неэффективным.
И еще одно вводное замечание. Хотелось бы Вас предостеречь от погрешностей, которые могут возникнуть, если вы попытаетесь строить функцию спроса на основе статистики Вашей бухгалтерии, как вам советует Константин.
Дело в том, что Вы сможете получить данные об объемах продаж (!!!), но ведь это не объем спроса. И, кроме того, на рынке ведь действуют и Ваши конкуренты, которые также продают такую продукцию. И если ваша доля на рынке очень незначительна, то анализировать данные вашей фирмы для построения функции спроса вообще не имеет смысла. Но даже если Вы монополист или Ваша фирма обладает значительной долей рынка, то Вы же не знаете, находился ли рынок в равновесии при данных объемах продаж. А если был дефицит, и потребители хотели больше товаров, а если был излишек? Более того, полученные Вами данные бухгалтерского учета относятся к разным периодам времени (т.е. соответствуют различным доходам потребителей, различным уровням цен на другие товары и т.п.). Поэтому их использование по причине, изложенной выше, некорректно для построения функции спроса. И последний аргумент, предположим, мы знаем, что при объемах продаж, которые Вам предоставит бухгалтерия, рынок находился в равновесии. Но даже при этом предположении Вы не можете быть уверены, что данные бухгалтерии пригодны для построения функции спроса: ведь если изменения цен и объемов продаж происходили вследствие изменения предложения (представьте простейший график спроса и предложения и подвигайте кривую предложения), то тогда Вы фактически имеете несколько точек функции спроса и можете смело выводить эту функцию. Но если цены и объемы продаж изменялись вследствие изменения как предложения, так и спроса (а это наиболее реальная ситуация), то имеющиеся данные относятся к разным функциям спроса и построить собственно функцию спроса у Вас не получится. Таким образом, если применить геометрическую интерпретацию, то данные бухгалтерии можно представить в виде множества точек на плоскости в координатах цена-количество, но соединять эти точки в единую кривую спроса никак нельзя в силу изложенных Выше причин.
При этом хотелось бы отметить, что кривая спроса, которая отражает зависимость объема товаров только от цены, является МОДЕЛЬЮ, т.е. упрощенным представлением реальности. Ее ценность заключается в ОБЪЯСНЕНИИ происходящих событий. Это относится к большинству экономических моделей, которые по своей сущности являются описательными. В большинстве же учебников по Микроэкономике рядом с кривой спроса пишется функция спроса, которая уже является функцией нескольких переменных. Кроме того, кривая спроса - это СТАТИКА, а реальная экономика - это ДИНАМИКА.
Надеюсь, прочитав вышеизложенное, Вы все еще не разочаровались в экономике. И правильно, она предлагает много чего полезного. Что касается Вашего вопроса, то Константин, написавший предыдущее письмо прав в том, что Вы недостаточно четко ставите задачу. Давайте сформулируем ее так: необходимо получить функцию зависимости объема продаж (!!!), в которую в качестве одной из (!!!) переменных входила бы цена товара. Данная формулировка имеет более глубокий практический смысл, нежели задача построения кривой спроса, поскольку производителя в итоге интересует именно сколько он продаст товара при данной цене и в сложившихся условиях рыночной конъюнктуры.
А такую задачу решить можно, применяя методы Эконометрики, Эконом. статистики, ЭМММ. 1. Анализ тренда - т.е. рассмотрите динамику объемов продаж. Возможно, вы сможете выявить устойчивый тренд, который сможете объяснить хотя бы качественно (а это не так уж и мало: в реальной экономике большинство прогнозов носит качественный либо вероятностный характер). Экстраполируя тренд, Вы сможете делать какие-либо прогнозы и давать рекомендации руководству относительно политики предприятия.
2. Построение регрессионной модели вида: Q=a0+a1P+a2I+a3Px+a4Py+e, где: a0, a1, a2, a3, a4 - параметры регрессионного уравнения Р - цена Вашего товара, Q - объем продаж (эти данные можно как раз взять в бухгалтерии), I - доход потребителей (справку о средней ЗП за соответствующий период вам предоставят в отделе статистики в вашем городе, правда, за плату, либо можно воспользоваться данными с сайтов госкомстата и т.п.), Рх и Ру - цены других товаров (допустим заменителей и сопутствующих) - эти данные также можно получить в отделе статистики, по некоторым товарам динамика цен публикуется даже в периодической печати (например, по продуктам питания), е - статистическая ошибка (а куда без нее, зато методы эконометрики позволят вам количественно оценить достоверность полученных вами результатов).
В зависимости от специфики вашего товара, Вы можете ввести другие переменные, и, используя метод пошагового регрессионного анализа подобрать оптимальную модель.
!!!! Как всегда наилучший результат даст совместное использование этих двух методов, т.е. оцените тренд и постройте уравнение регрессии и посмотрите на полученные результаты. Кстати, существует множество пакетов программ, которые строят уравнения регрессии автоматически и дают статистическую оценку полученным результатам (например, программа Статистика). Ваша задача лишь закладывать данные и определять набор переменных регрессионного уравнения.
Если же Вам все же нужно построить кривую спроса, то напишите более подробно для чего она Вам нужна.
Желаю успеха, если есть вопросы, пишите.
|