<По вопросу 1. Инфляция вызывается не дисбалансом спроса и предложения. В отсутствии кредитно-денежного вмешательства это либо рост совокупного спроса, либо падение предложения.>
ИНФЛЯЦИЯ (от лат. inflatio - вздутие) - это повышение общего уровня цен на товары и услуги.
Инфляция обусловлена действием ряда причин, ведущих к нарастанию диспропорций в экономике и оказывающих влияние на цены в сторону их повышения. Принято выделять два основных типа инфляции - инфляцию спроса и инфляцию предложения. Первый тип инфляции связан с возникновением избыточного платежеспособного спроса в экономике, предъявляемого индивидуальными потребителями, компаниями и государством на товары и услуги. Инфляция спроса имеет место тогда, когда совокупный спрос выходит за пределы производственных возможностей, а производственный сектор экономики оказывается не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, поскольку все имеющиеся ресурсы труда и капитала уже полностью использованы. Появление дополнительных денег в этой ситуации обусловлено нарушением денежного обращения, денежной эмиссией. С другой стороны, как вы правильно отметили, инфляция может быть обусловлена падением предложения. Это второй тип инфляции - инфляция предложения. Она может возникнуть в результате изменения издержек и снижения объема предложения товаров и услуг на рынке. Инфляция предложения связана главным образом с ценовой политикой производителей товаров, в свою очередь, обусловленной ростом цен на потребляемые ресурсы. Примером инфляции предложения может служить стремительный рост цен в странах Запада в 1973-1974 гг. и в 1979-1980 гг., вызванный многократным повышением цен на импортируемую нефть.
При инфляции цены, как правило, повышаются крайне неравномерно: одни товары дорожают стремительно, цены других сохраняют стабильность, а третьих - даже падают.
<Субсидии и налоговые льготы предприятиям никогда не приведут к падению инфляции, т. к. окажут большое воздействие на совокупный спрос.>
Субсидии, льготные кредиты и налоговые льготы, предоставленные предприятиям определенных отраслей, в первую очередь должны быть направлены на стимулирование капитальных инвестиций в эти отрасли. Воздействие данных мероприятий на неудовлетворенный спрос в продукции этих отраслей будет проявляться в постепенном удовлетворении этого спроса, что с точки зрения управления инфляцией внесет свой положительный вклад в этот процесс.
<В условиях падения предложения верными являются методы кредитно-денежной политики (повышение резервных ставок, ставок кредита ЦБ, продажа облигаций правительства), с которыми уже можно сочетать субсидии, но только в долгосрочные инвестиции (скажем, строительство институтов или нефтяных вышек).>
Такие методы кредитно-денежной политики как повышение резервных требований для коммерческих банков и увеличение ставки рефинансирования ЦБ приведет к общему снижению активности в экономике, а эффект от продажи облигаций правительства будет зависеть от того, какие вы хотите выпустить облигации. Если краткосрочные - то это отвлечет свободные денежные ресурсы на новый спекулятивный рынок, однако, это повлечет дополнительные государственные расходы, которые государство будет вынуждено покрывать через увеличение налогов, что опять же, повлечет снижение экономической активности в реальных секторах экономики. Если долгосрочные - то для чего, для покрытия инвестиционных расходов государства в эти отрасли, или для того, чтобы отвлечь из экономики все реальные инвестиционные ресурсы, опять же, за государственный счет.
<В условиях роста спроса нужно просто повысить налоги, а другие методы - уже по ситуации.>
Налоги на кого? Если на производителей, то они включат их в цену, что приведет к росту цен. Если на потребителей - то это конечно снизит платежеспособный спрос.
<В России 90-х годов наблюдался спад предложения, но правительство принимало до 98 года прямо противоположные меры вышесказанным. Многие экономисты считают, что вышепредложенная политика не приведет к росту доходов и объема продукции, и я с ними несогласен.>
Важнейшая причина инфляции - дефицит государственного бюджета, обусловленный ростом правительственных расходов. Стремясь поддержать на должном уровне военную мощь, правительства ведущих стран Запада вынуждены тратить существенные средства на вооружения. Экономика СССР в дореформенный период вообще была сверх-милитаризованной. С другой стороны, в последние время возросли процентные расходы бюджета - проценты по государственному долгу. Этот рост особенно ускоряется в периоды высокой инфляции - то есть процесс входит в режим самогенерации, что ведет к гиперинфляции. Если правительственные расходы значительно отрываются от налоговых поступлений, то возникает дефицит, который покрывается за счет прироста государственной задолженности. Размещая правительственные ценные бумаги в центральном и коммерческих банках, государство стимулирует кредитную экспансию - расширение масштабов банковского кредитования сверх потребностей хозяйства в денежных средствах, способствует чрезмерной эмиссии денег в наличной и безналичной формах, что наряду с увеличением скорости их обращения может стать источником инфляции. Нередко, денежная эмиссия закрепляет рост цен, возникший в результате политики ценообразования, проводимой как государством, так и бизнесом, и не зависящей от факторов денежного обращения. Пассивная и активная роль денежных и неденежных факторов меняются местами в зависимости от политико-экономической ситуации в стране. Централизованное повышение цен в государственном секторе, неоднократно проводившееся в бывшем СССР и других странах Восточной Европы, не раз являлось толчком к удорожанию продукции и услуг в других секторах экономики, в том числе теневом бизнесе. Не будучи подкрепленным мерами по расширению производства, повышение цен неизбежно по истечении короткого периода теряет свою стимулирующую роль и провоцирует новый виток цен. Переход к рыночным отношениям создает предпосылки для насыщения потребительского рынка и снижения цен. До либерализации цен в России в январе 1992 г. основным фактором инфляции являлась избыточная денежная масса, имевшая место при недопроизводстве важнейших товаров и услуг. Отмена централизованного контроля за ценами на подавляющее большинство товаров и услуг, сопровождавшаяся как многократным повышением цен, так и относительным наполнением потребительского рынка, позволила на первых порах существенно сократить избыточную денежную массу, снизить инфляцию. Однако, вскоре многократное увеличение цен стало одной из причин глубочайшего платежного кризиса, нехватки денег, массовой неплатежеспособности предприятий, банкротства, задержек в расчетах, выплаты заработной платы. Для выхода из кризиса был осуществлен выпуск в обращение дополнительного количества денег, что ещё более усилило инфляционные тенденции.
Глубинные причины инфляции в нашей стране коренятся в низком уровне эффективности экономики. Отсутствуют действенные стимулы внедрения достижений научно-технического прогресса, поскольку не создана для этого система мотивации на государственном уровне. В экономике сложились крупные диспропорции между производством предметов потребления и производством средств производства. Неэффективна структура государственных капиталовложений. Специфика проявления инфляции в условиях командно-административной экономики заключалась в том, что она зачастую носила скрытый характер, низкие цены на продукцию государственных предприятий по сравнению с ценами кооперативных и частных предприятий поддерживались искусственно, сопровождались дефицитом многих важнейших товаров, вымыванием дешевого ассортимента, разрушением рынка, гипертрофированным развитием бартерного обмена. Денежная реформа как метод борьбы с инфляцией, как свидетельствует исторический опыт, может привести лишь к временному решению проблемы, если она не сопровождается кардинальными мерами по реформированию неэффективной экономики. К числу этих мер относятся структурные преобразования, направленные на впервоочередную ориентацию производства на ключевые отрасли экономики, повышение эффективности капитальных вложений.
Установка Правительства на максимальное сближение внутренних цен на нефть с мировыми в короткие сроки при существующей у нас высокой материало- и энергоемкости национального дохода может не только привести к новому резкому скачку цен, но и сказаться на объемах производства и структуре потребления. Кроме того, инфляцию усиливала сама политика Центрального банка России. До последнего времени, она наряду с традиционными формами ограничения денежной массы с помощью высоких процентных ставок за кредит и повышения резервных требований допускала такие "запрещенные приемы", как искусственное замедление платежей и расчетов в экономике, затягивание официально обещанных выплат в здравоохранении, образовании и т. п.
<Не пойму, как вы будете управлять излишками денежных средств и откуда их возьмете?>
В связи, с так называемой интеграцией России в мировую экономику происходит рост взаимовлияния на неё экономик различных стран. С переходом к конвертируемости валют усиливается роль внешних факторов инфляции, возрастает вероятность ее экспорта и импорта из страны через экспорт и импорт товаров и услуг. Кроме того, обмен в банках иностранной валюты на национальную служит базой для дополнительной денежной эмиссии, так как Центральный банк может осуществлять для этой цели дополнительную эмиссию национальной валюты.
На характер инфляции в бывшем СССР и других восточноевропейских странах наложило отпечаток монопольное положение государственных банков как распорядителей кредитных ресурсов, их подчиненность правительству. В целях покрытия дефицита оно прибегало к дополнительной денежной эмиссии, использовало находящиеся на банковских счетах средства населения и предприятий в качестве беспроцентного источника финансирования своих, зачастую малоэффективных, расходов.
<В общем, ответ ваш противоположен моему. Вы рассматриваете все с точки зрения индивидуального предпринимателя, в то время как политика правительства требует общего взгляда. Нельзя просто установить льготы одним, отняв у других. От этого не выйдешь из кризиса.>
Действительно, политика правительства требует общего взгляда, однако, перераспределение ресурсов между отраслями - это она из основных задач правительства.
<По вопросу 2. <Однако, стратегические цели для них - это все же внешнеполитические цели>. Все-таки, какие цели были во Вьетнаме и Афганистане?>
Многие <непонятные> войны оказываются на деле войнами за черное золото. Нефтяные корпорации США и их правительство хотят контролировать все пути транспортировки огромных запасов нефти и газа. Больше двадцати лет США стремился овладеть Афганистаном - стратегическим перекрестком Азии. Но Афганистан - это не единственная жертва войны за нефть и газ. Помимо Ирака - это Чечня, Колумбия, Алжир, Нигерия, Ангола.
Каждый разумный человек непременно спросит себя: действительно ли Америке для её заводов и машин нужна вся эта нефть. Нет, Америке не нужна вся эта нефть! Просто США стремиться получить такой инструмент стратегического давления - как контроль над энергетическим снабжением своих главных экономических конкурентов (ЕС и Япония). Основной целью данной стратегии является принцип <Кто хочет управлять миром, должен контролировать нефть. Всю нефть. Где бы она ни была>.
Более подробно об этом можно прочитать здесь:
[...]
[...]