Согласен, последние 19 лет были не лучшими с точки зрения фискальной и кредитно-денежной политики.
То, про что вы говорите (инвестиционные финансовые вливания), больше относится к экономике совокупного предложения, к его стимулированию. В условиях роста спроса (чего у нас не наблюдалось в 90-х годах, я говорю о спросе именно как о совокупном) нужно различать направление субсидий, преимущественно это направления, которые сразу дадут результаты - учителя, врачи и т. д.
Вы возвращаетесь к централизованному планированию? Здесь вы уже круто меняете тему, переходя к обсуждению целых экономических систем. В СССР мы отменили нэп с его свободным рынком и лишились информационных источников к производству. Спрос подвержен до сих пор не изученным циклическим краткосрочным и долгосрочным колебаниям, большинство из которых в ХХ веке мы так и не предсказали (!). Как вы собираетесь проводить долгосрочное планирование производства зерна или самолетов, если у нас вообще нет ориентации о вероятностях покупок через период? Если вы о краткосрочном планировании, его проводят все крупные компании.
Нельзя просто выделить одну отрасль и развивать ее по плану. Японцам повезло, но нельзя только на них ориентироваться. Однако несомненно нужно направлять большую долю субсидий (во всяком случае больше, чем сейчас) на основополагающие отрасли - медицину, науку, образование и др., оборону. С одной стороны, это их разовьет до того уровня, когда они сами смогут выбрать себе приоритетное направление и дальше привлечь инвестиции. Скажем, производство полупроводников или транзисторов, как в США. С другой стороны, подобные субсидии замечательно устраняют недостатки рынка.
Про фискальную и кредитно-денежную политику - их также нельзя отрицать, как вы отрицали кривую спроса. Но согласен - нужно применять с учетом региональных особенностей развития разных отраслей.
Я на прошедшем курсе не посещал весь курс региональной географии (или <экономики регионов>), и сдал зачет, не готовясь должным образом
. Это говорит о том, что он не содержит серьезных моделей и методов прогноза и управления, однако развитие отечественных отраслей знать нужно, как это и делают все развитые страны. Взять хотя бы предвыборные тарифы (кажется 1999 года) в США на русскую сталь, когда президент защищал своих производителей. С точки зрения мировой экономики это вопиюще неверно, однако это способствовало большему развитию США.