Стоп! Мне кажется, идет извращение терминов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Компетенция писал(а):
Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников);
Компетенция — это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области;
Компетенция — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления);
Общая компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности;
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
Прошу отметить определение
Цитата:
Компетенция — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления);
Оно примечательно тем, что в нем ни слова не говорится о способностях, успешности, знаниях. Компетенция - это дело, которым должен заниматься конкретный человек независимо от его знаний и способности выполнить эту работу. Интересная тема: изучение пересечения трех компонентов - областей компетенции, областей знаний и юридически закрепленных должностной инструкцией обязанностей. Компетенция - это то, чем приходится заниматься независимо от должности и образования. Очень важна штука в инновационном развитии.
Я в своей работе (инженер-проектировщик) использую управление компетенциями для управления знаниями. Каким образом? Беру и присваиваю новые компетенции, в результате первого опыта получаю знания, совершенствую подходы и т.д. При этом я присваиваю новые компетенции пошагово, не все сразу, чтобы не получился большой блин с комом. Это можно назвать
мигрирующим управлением компетенциями.
Выше я описал самоуправление компетенциями, потому что я неофициально занимаю должность ведущего инженера-проектировщика. Вольный художник, если угодно. Можно использовать управление компетенциями для управления командой сотрудников одной специальности или нескольких смежных специальностей. Недавно был случай на работе... Молодой инженер-технолог - обладатель премии лучшего технолога на предприятии или что-то в этом роде. Перспективный, умный, фантазия через край, но немного неопытный... Таким премии дают для моральной поддержки (это стОит делать). За ним будущее. Но пока... Короче, написал технологию, в которой влез не в свое дело. Выполнил часть нашей работы, из-за чего результат получился не очень хороший (блин комом, как я говорил выше). Лучше бы отдал на проработку компетентным в обоих смыслах людям.
Очень интересна тема о
динамичности границ компетенций. Когда дела в фирме идут не очень хорошо, люди не хотят выполнять небольшую часть работы за других, прикрываются должностными инструкциями. "Эта неисправность по гидравлике или механике, а я электрик." Динамичные границы компетенций могут обеспечивать значительное увеличение производительности, сроков сдачи, издержек и т.п. "Заболел человек - его подменил коллега, завершил работу". Границы становятся жесткими и неподвижными в случае, когда атмосфера в коллективе враждебная, отсутствует нормальная корпоративная культура.