О, да. Кстати, доведение модели системы до предельного состояния – состояния абсурда – эффективный инструмент скепсиса с точки зрения здравого смысла. «Метод предельной калибровки».
О чувстве меры.
Чувство меры происходит от способности соизмерять, то есть сравнивать.
Предполагается наличие некоторой системы «мер и весов» или же шкалы.
Удобно сравнивать, имея некие «точки опоры», конкретные объекты. Способность сопоставлять – свойство здравого смысла, единственным условием является абсолютное понимание того, что и как происходит в двух сравниваемых системах.
Моделирование, в его «академическом» смысле, предполагает значительное использование разного рода «всеобщих законов», или, в лучшем случае, уже изученных кем-то трендов, что не способствует уяснению и усвоению логики превращения входящей информации в оценки на выходе. Что-то приходиться брать на веру, а это противоречит самому механизму здравомыслия.
Затевая это топик, я оттолкнулся от той мысли, что «пошаговое» исследования путем поблочного копирования неких известных математических субмоделей гарантированно не обеспечивает точности прогноза. Кроме того, часто и сами модели, использующие «непрозрачную» логику вычислений вызывают сомнение в адекватности. Как, например, можно реально использовать «математическую модель влияния привлекательности рекреационных ресурсов на рынок потребителей с учетом деградации ресурсов под действием антропогенной нагрузки» (это цитата из резюме, так назвали модель спроса-предложения туристических услуг)?
Это здесь:
[...]
Авторы обоснованно считают, что «учет, по крайней мере, основных факторов и закономерностей, влияющих на спрос, позволил бы повысить эффективность работы туристической фирмы за счет правильного планирования ее деятельности», затем решают систему дифференциальных уравнений «численно для некоторого частного случая» (боюсь, что не для вашего) и получают нечто спиральное, и очень далекое от человеческого понимания. Затем объясняют, какая дуга соответствует какому соотношению спроса и предложения.
Если я, например, впечатлен таким подходом, то ринусь подставлять в модель значения периода цикличности, первой и второй производной тренда, для чего мне надо «непрерывно отслеживать состояние рынка потребителей». В результате, видимо, заранее узнаю, когда надо проинвестировать бизнес, а когда свернуть лавочку.
Насколько реально можно положиться на такой анализ, судите сами.