Александр Горшунов писал(а):
Как раз избавившись от производственных проблем развитые страны могут сосредоточить внимание на науке в том числе на обучении, финансировании, поддержке и т.п. А для проверки наблюдений и достижений в условиях производства сегодня без проблем можно махнуть в какую нибудь провинцию Зайсан.
Кто без проблем профинансирует поездку в Зайсан какого-нибудь неизвестного студента-инженера? Как студент будет общаться с производственниками, если те могут даже не знать английского? Как организовать не ситуативную, а регулярную работу на производстве?
Расстояние приведет к тому, что лишь редкий европейский студент-инженер доберется до полноценной практики на производстве. Знание остальных станет в значительной мере теоретическим, решаемые ими проблемы - устаревшими. Кому такие инженеры нужны?
Кроме того, сейчас есть тенденция к сокращению цикла научно-исследовательских работ. Если этот цикл не сокращать, продукт рискует устареть к моменту внедрения в производство. Это значит, что инженеры должны жить на производстве, непосредственно знакомясь с его проблемами. Значит европейский студент-инженер должен быть готов к переезду в Китай. Многие ли европейцы на это готовы? Скорее, большинство предпочтут стать юристами.
Вот так и выдыхается наука в непроизводственных странах. Конечно, организовать отдельную командировку в Зайсан никаких проблем не составляет, но для науки требуется намного большее.