Как и предполагалось, активность автора в алкогольной тематике нашла горячий отклик у некоторых заинтересованных лиц. Недавно мне на почту пришло довольно интересное сообщение, с которым, опустив из скромности комплименты в свой адрес, я имею желание ознакомить и читателей данной темы. От комментариев пока воздержусь, текст приводится "как есть", фото бутылки не публикую.
--
"Совсем недавно в «алкогольном мире» произошло событие, которое вполне можно считать если не эпохальным, то уж этапным - точно. На рынке появилась водка, которую (единственную в мире!) можно отнести к продуктам pure luxury - водка «Радуга». Раньше водки категории luxury в мире просто не существовало.
Что такое - luxury?
Если составить иерархию для предметов роскоши, то верхнюю строчку займут товары категории "люкс" - все самое-самое лучшее, все демонстративно качественное, включающее как высокую цену товара или услуги, так и его надежность и гарантию.
А вот сегмент "лакшери" - это товары, стоящие над "люксовыми". То есть очень дорогие, очень солидные и неброские. Как, например, костюм ручного пошива от Gieves & Hawkes - компании, с 1785 года шьющей мужские костюмы по адресу: London, Savile Row, 1. Или виски Glenfiddich 50 years old, которого существует всего 453 бутылки.
Сегмент товаров pure luxury характеризуют, в общем-то два признака - уникальное качество продукта и его дефицит. Причем, заметьте, вопрос даже не в цене - есть «люксовые» товары, которые продают по немереным ценам. Просто изначально товаров «лакшери» много не бывает: создание такого продукта требует много усилий (творческих, финансовых или технических, а то и всех сразу) и, соответственно, много времени.
Если говорить совсем примитивно, то luxury - это как космический корабль: все знают, что сделать его можно. Но умеют делать только четыре страны.
Понты - или стиль жизни?
Что касается водок, то их разновидностей категории «Люкс» в мире было придумано много. Но все они (при сокрушительной цене) сделаны, в общем-то, для понтов - подавляющую часть их цены составляет бутылка.
Для примера: водка от компании Russo-Baltique, производителя роскошных броневиков Dartz налита в бутылку из пуленепробиваемого стекла толщиной 30 сантиметров и закрывается пробкой из белого и желтого золота. В нагрузку к водке идет внедорожник с золотыми колесами. Цена не сообщается...
Другая водка от Russo-Baltique будет «подешевле» - всего-то 740 тысяч долларов за «пузырь». К ней тоже предлагается внедорожник, но уже с обычными колесами (не золотыми). Сама водка идет в роскошном 9-килограммовом «бутыле» из чистого золота.
Водка DIVA стоимостью в 1 млн долларов от шотландской компании Blackwood Distillers очищается порошком из бриллиантов и других драгоценных камней. В саму бутылку также добавляются драгоценные камни. Стоимость водки зависит от того, какие драгоценные камни туда были добавлены, диапазон цен - от 3,7 тысяч до 1 млн долларов.
OVAL Vodka Bottle за 6922 долларов украшена 7 тысячами кристаллов Swarovski. Водка Lordanov - 4353 долларов. Также украшена кристаллами Swarovski, только многогранными.
Понятно, что спирт для приготовления этих водок используется только высочайшей очистки и из зернового сырья, а вода тщательно готовится. Но чем такая водка отличается от просто хорошей? А ничем. Все «премиальные» водки делаются из тех же самых ингредиентов.
И теперь попробуйте ответить - будет ли серьезный человек, многого добившийся в жизни, понимающий смысл настоящего комфорта, покупать бутылку, украшенную кристаллами «Сваровски», для того, чтобы выпить рюмку хорошей водки перед обедом, или придя домой с холода?
Для по-настоящему серьезного человека понты без надобности: ему уже не нужно ничего и никому доказывать. А вот комфорт нужен - он право на него заслужил, заработал, завоевал, наконец. Потому в общем-то неброском костюме от Gieves & Hawkes человек себя чувствует, как в давно обжитой уютной квартире. А бутылка виски Glenfiddich 50 years old дизайнерскими «изысками» типа бриллиантов в золотой пробке не блистает - незачем при таком содержании...
Почему раньше не было водок luxury?
Их не было, потому что есть такая наука - химия. После розлива в бутылку у водки меняет вкус из-за повышения ее щелочности. Стекло, из которого сделана бутылка - это сплав кварца и карбонатов калия или натрия (проще говоря - песка, поташа или соды). Карбонаты, вступая в реакцию с водно-спиртовой смесью, меняют ее вкус не в лучшую сторону.
Кроме того, добавки (которые используются для улучшения вкусовых свойств водки) при долгом хранении образуют альдегиды - которые уже не улучшают, а портят ее вкус.
Эта проблема существует, в принципе, для всех крепких напитков. Просто для коньяков и виски за счет высокого содержания танинов и иных составляющих этот процесс сильно (на десятилетия!) растянут по времени. У водки, по определению напитка чистого от примесей, такого запаса времени нет.
Вот и получается, что на заводе разливают водку класса «лакшери» - а она через небольшое время теряет свои вкусовые и ароматические свойства, превращаясь в «обычную водку».
Производители знают об этом - и потому стремятся компенсировать потерю качества «навороченными» бутылками или светскими PR-акциями, создающими «образ лакшери». А что им остается делать-то? Химию не обманешь...
Решение все-таки есть
Действительно, химию не обманешь. Однако...
Теоретически, конечно, можно сделать так, чтобы в рюмку наливалась именно водка, соответствующая категории luxury - уникальная по чистоте и свежести. То есть именно такая, какую сделали на заводе. Но для этого надо водку еще раз профильтровать через активированный уголь - сразу перед подачей, чтобы гарантированно убрать щелочность и альдегиды. Понятно, что это сделать практически невозможно: пришлось бы каждую бутылку комплектовать отдельным фильтром, по размеру сравнимым с самой бутылкой.
Однако... Чем мне нравятся наши российские люди - так это тем, что им по кайфу сделать то, чего сделать невозможно. И если на Западе есть только о-о-очень отдельные персонажи, способные создавать уникальные вещи, то у нас в стране это может соорудить практически каждый второй. При помощи каждого первого...
Водки категории luxury не существует? Сделаем! Надо фильтровать перед подачей? Сделаем так, что водка будет фильтроваться в процессе налива! Фильтр большой? Сделаем маленький!
Сделали. Три года работала группа ученых - и сделали! На каждой бутылке «Радуги» стоит фильтр из наносорбента: химически нейтрального волокна, в 300 раз более эффективного, чем активированный уголь. Этот наносорбент нашли у оборонщиков - потому технология производства его и по сей день секретна. Чтобы преодолеть сопротивление фильтра, в бутылке установлен микрокомпрессор, который «продавливает» водку через этот фильтр. И для того, чтобы этот микрокомпрессор включался только при наклоне бутылки над рюмкой, установлен гравитационный выключатель. И вся эта машинерия управляется особым микропроцессором.
И весь этот электронно-механический завод втиснут в бутылку (и красиво оформлен, кстати!) только для того, чтобы водка была чистой, вкусной и безопасной.
И уж чисто русское - в бутылку встроен блок звуковых эффектов с динамиком. Поскольку пить одному последнее дело. Так что бутылка может и музыку сыграть или песню спеть при наливе или при включении поворотом особого кольца, тост сказать, поздравить с чем-нибудь. Или вообще вопрос задать: «Ну как? Фигово? Прими пятьдесят граммов - полегчает. Проверено...».
В общем, 30 секунд звукового файла, который можно закачать по предварительному заказу.
В итоге - водка luxury российского розлива
«Радуга» - не просто продукт luxury. Это вообще первая водка в данной категории продуктов. Она никогда не будет массовой: ее производство действительно дорогое и требует много времени и труднодоступных материалов. И сделана она не для понтов - а для комфорта. Настоящего комфорта - неяркого, уютного, внешне простого, но очень престижного. Конечно, для тех серьезных людей, кто понимает в нем толк.
И в заключение: Россия непобедима. Только у нас могут взять насквозь, казалось бы, нерешаемую проблему - и сделать из нее элитный продукт. Причем сделать руками и мозгами, а не рекламными акциями. Так что, на мой взгляд, теорема Пуанкаре, доказанная Григорием Перельманом (россиянином, что бы ни говорили!) и создание pure luxury водки «Радуга» - явления одного порядка. А что - взяли и сделали..."
Михаил Смирнов - профессиональный журналист, главный редактор портала
[...], известный знаток, капитан "бессмертной" команды "Что? Где? Когда?"
--
Какие будут мнения?