Автор подняла очень интересную и давнишнюю тему. Это дискуссия о том, что руководителям лучше контролировать: процесс или результат работы. Но автор осветила вопрос с точки зрения сотрудника, то есть подчиненного. Если бы автор поставила себя на место руководителя! Тогда взгляд был бы более объективен.
Давайте на минуту мы себя поставим на место руководителей. Требования к ним ужесточились, особенно с началом мирового кризиса, хотя не хочется его упоминать, чтобы не вдаваться в философию рыночных отношений. Что требует современный бизнес от руководителя, даже от линейного? От начальника требуется жестко, четко в назначенные сроки выдать конечный результат в бизнесе. Не сделаешь, во время кризиса попросту начнут сокращение штатов, и начнут с твоего отдела. Вопрос к автору статьи и к нам ко всем: как в условиях повышенных требований к результату руководителю его достичь, если в подчинении у него подчиненные с описанной в статье философией? Офисный серый планктон, у которого, видете ли, "есть еще своя личная жизнь, семья, жизнь работой не ограничивается и т.д." И опять же в продолжение описания менталитета этих работников руководителю хотелось бы сказать: "Хороший человек не профессия".
Вот такие вот подчиненные у этого бедного начальника, а с него требуют результат!
Согласна полностью со всеми выступившими в дискуссии другими участниками. Абсолютно точно уловили слабые места в статье, только остается добавить - указали на паразитический менталитет персонала.
И вот как же быть руководителю? Какой Генеральный директор потерпит в подчинении начальника, имевшего бы такой же менталите? Как долго он продержится в должности?
И все же, здравая мысль в статье автора есть. Дело в том, что в проведении тренингов по управлению результатом и результативностью, действительно, могут быть перегибы. Когда руководителей обучают требовать результат, не обращая внимания на качество процесса и людей, отвечающих за это качество, регулярность и четкую повторяемость процессов. Когда Компании, терпящие бедствия, начинают в первую очередь сокращать отделы, не обеспечивающие измеряемый в денежном эквиваленте видимый финансовый результат... Например, направления маркетинговых исследований и маркетинг, в целом.
И такая проблема есть - часто требуя результат, его не поддразделяют на конечный и промежуточный. Если говорить о требовании достижения общего результата, бизнес ради этого и существует. В самом Уставе коммерческой фирмы сказано, что цель Общества - прибыль. Если прибыли нет, то хочется вторить герою известного фильма "Ширли - мырли", что "История не видела другого случая, когда в одном месте собралось бы столько ... мудаков". Ради чего работники с таким мышлением идут в коммерческие фирмы? Пусть работают в государственных структурах, носят туда-сюда бумаги. Нет, эти люди идут в коммерческие фирмы потому что хотят, чтобы им много платили за то, что они "ходят" на работу, просто ходят сюда - туда, чего-то тихо, спокойно хотят делать, так, чтобы начальство их не "дергало"... Чтобы все вокруг было тихо, спокойно, как в библиотеке.
С другой стороны, автор "проехалась" и, правильно сделала, по тому, как обучают руководителей. Я тоже провожу тренинги в своей Авторской школе менеджмента. И на моих тренингах по результативному управлению я часто поднимаю дискуссию, которую с большой охотой поддерживают руководители: существует ли результат у процесса?
Среди моих клиентов - компания по производству измерительных приборов. Для того, чтобы конечный результат их работы приносил им прибыль, на предприятии - цепочка четко функционирующих бизнес-процессов. Вопрос ко всей аудитории: возьмем простейший вроде бы бизнес-процесс на этом предприятии. Через каждые 15 минут одна за другой уборщицы идут друг за другом и моют полы. От малейшей частицы пыли в воздухе зависит конечный результат - брак или качественная готовая продукция.
Уборка - это процесс, возобновляемый через каждые 15 минут. Что в этом процессе должен контролировать руководитель? Как он убедится, что каждый участник процесса качественно выполнил свою работу, если за одним через 15 минут по тому же пути идет другой человек? Чем будем измерять качество работы каждой? или поставим общий результат как результат команды?
В споре рождается истина. У каждого процесса есть свой четкий результат, который можно даже измерить, причем, бизнес-понятиями и операциями. Каждый участник этого процесса могла бы наплевать на свою работу, потому что за ней идет следующая. И если "наплюют" все на работу, а одна только на 100% отлично "пройдет свой путь", все равно будет брак. А если на конвейере, несмотря на то, что все участницы этого процесса качественно выполнили свою работу, окажется пьяный слесарь Вася, то опять-таки, кто виноват в выпущенном сменой браке?
Как вы узнаете, что именно пятый по счету участник процесса виноват в браке? На предприятии установлены качественные "измерители" так называемой "хорошей работы" участника. Открываем журналы и видем, что уборщица № 5 нарушила заранее установленные бизнес-показатели оценки ее конечного результата. Например, меняла воду не 10 раз, а 7. Моющее вещество не использовала (нет отметки о выдаче). Новую тряпку перед началом процесса не взяла... Можно дойти до маразма, скажете вы, но если показатели ее "хорошей работы" определены объективным путем, то можно судить о конкретном результате работы этого участника процесса. Он достигается или нет?
Руководители долго спорят. Спорить действительно, здесь есть о чем. Если в бизнесе изменится психология, менталитет обычного сотрудника, думающего так: "От меня ничего не зависит! Я участник - процесса!" в 18.00 мое рабочее время закончилось, есть еще личная жизнь, извините! (за которую не обязана платить зарплату Компания, тут я согласна с другим участником дискуссии, извините, это ты САМА должна решать, за чей счет тебе ее устраивать. Почему за счет ЭТОЙ коммерческой фирмы, цель которой, как записано в Уставе, прибыль, а не гуманитарная помощь желающим устроить свою жизнь по максимуму качественно, не отвечая ни за какой результат!
Слова "Я участник процесса" люди с такой философией могут использовать для того, чтобы уйти от ответственности. Ее начинают взваливать на отделы продаж, и бедные продавцы становятся виноваты в развале Компании. Они не обеспечили деньгами всех этих людей, гордо называющих себя "участниками процессов".
Это спорные вопросы. Но за свою тренинговую и руководящую практику я пришла к выводу, что у каждого процесса есть свой конечный результат. И в бизнесе нужны люди, осознающие это. И задача руководителя - найти найти и нанять на работу 9 уборщиц - участниц "процесса", ориентированных каждая на конечный результат и выкладывающаяся ради него с соблюдением всех измеряемых показателей, чем работать с участником № 5, который думает, что "от меня все равно ничего не зависит, я маленький участник длинного процесса..."
Автор здорово описала философию большинства работников, с которыми бороться и учат на тренингах руководителей. При этом я считаю, что каждый из нас отвечает за конечный результат в своем труде. Если даже твой конечный результат - промежуточный, как в цепочке из 10 уборщиц на предприятии непрерывного производства, то все равно начальник обязан требовать, чтобы этот результат был достигнут. И поэтому тема результативного управления сейчас актуальна именно у нас в России. Мы все чего-то делаем на работе, а хочется спросить, как в том анекдоте, "Если ты такой умный, почему не богатый?" Где результат всего того, что мы все делаем?
Философия офисного планктона, серых мышей, "маленьких человеков", описанная в статье автора, дает ответ на этот вопрос.
Спасибо, что дочитали до конца.
Зифа Димитриева
Руководитель Авторской школы менеджмента
[...]