Позвольте, я свои пять копеек внесу? Поскольку в теме конкурентной разведки достаточно давно и наблюдал период, когда не было педалирования различий между ней и "Коммерческой разведкой", а потом и период когда они вдруг вроде как возникли.
Я уже как-то писал в апреле 2011 года на Форуме СПКР свое видение истории этого загадочного противостояния. Просто повторю вот этот пост (
[...]) чтобы никому не бегать по ссылкам.
**************
Семёныч написал:
[q]
Предлагаю такой компромисс: делаем таблицу в два столбца (Комр и КонР), и пусть Генрих заполнит столбец по Комр, а Евгений по КонР.
[/q]
Я предлагаю (уже дня три, минимум) чтобы Генрих конкретно сформулировал различия Коммерческой разведки и конкурентной. Он не хочет или не может.
Вот когда он покажет эти различия - я (скорее всего) просто дам ссылки на то, что этот велосипед в мире давно известен.
Я могу рассказать, как я вижу эту историю. Во главе угла надо всего лишь поставить МЕТОДЫ и ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ - и может оказаться, что проблемы нет вообще. Точнее, что объективных причин для нее нет, а есть субъективные. Итак, что я вижу:
Генрих догадался перенести методы военной разведки в бизнес. Это правильное, полезное дело. Причем, посильное только тому кто досконально разбирается в военной разведке. И он их перенес.
Исторически так получилось, что он сделал это чуть позже, чем некоторые представители, которые взяли западные методы Competitive Intelligence и приложили к Службе Безопасности.
Почему первыми были безопасники - понятно из реалий нашей страны: потому что монополия на МЕТОДЫ и ПОДХОДЫ о которых мы говорим в КР при любой расшифровке этой аббревиатуры (и в СБ тоже) была до 1991 года у государства. А потом рисков рыночного характера еще много лет не было, а были криминальные.
Но нам сейчас важнее другое - что эти МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ - ОДИНАКОВЫ. Различия есть, и они большие. Но только не в методах и подходах к решению, а в другом. Именно поэтому мы все отлично понимаем друг друга - маркетологи, наружники, защитники периметра, военные стратегические аналитики и т.д.
Перенеся методы военной разведки в бизнес, Генрих перенес туда и противоречия между разведкой и контрразведкой - котрые реально существуют.
Безопасники долбили Генриха, он отвечал им. Чтобы дистанцироваться от них, он ввел два неологизма "Нелинейный менеджмент" и "Коммерческую разведку". Отстроился.
Мне это очень понятно - я по той же причине "Маркетинг рисков и возможностей" вводил как термин. Так было проще отстраиваться и объясняться с целевой аудиторией. В то время - лет 6-7 назад. Но не сейчас, когда КР уже стала узнаваема в ее СКИПовской трактовке.
Я, например, до 1999 года примерно не знал, что занимаюсь конкурентной разведкой. Делал то что умею, чему научили - и только потом узнал, что в мире это есть, поставлено на системную основу и называется Competitive Intelligence. Но ведь узнал же. И не переживаю по этому поводу, а пытаюсь взять от коллег лучшее.
Все было бы ничего, не начни сюда проникать - как с моей помощью, так и через публикации в издательствах - точка зрения SCIP. При изучении этой точки зрения, а также при общении с зарубежными коллегами в кулуарах конференций, в письмах и на учебах, при чтении зарубежной литературы - быстро выяснилось, что коммерческая разведка ну ничем не отличается от стратегической конкурентной (ака - бизнес, деловой и т.д. разведок).
Выяснилось, что военная разведка есть и в других странах, и что Бенджамен Гилад ее и представил негосударственным структурам. А что еще мог представить экс-разведчик гос. разведки вооруженных сил Израиля - ЦАХАЛ?
Выяснилось, что не только отставники КГБ, но и отставники ЦРУ уже отметились на этом поле - как Ян Херринг, например.
Поэтому я утверждаю: неологизм "коммерческая разведка" существует исключительно в текстах его автора. Ну и бог бы с ним, если бы он не проводил агрессивную политику отстройки от конкурентной разведки в версии SCIP.
Сама по себе такая отстройка ничего страшного не несет, если она объективно подтверждена. Но тогда ее надо реально подтвердить. Точно так же, как при защите диссертации надо подтверждать - почему твой термин отличается от уже существующих. Не можешь - ничего не защитишь.
А вот бодания по поводу термина, который невозможно защитить, начинает вызывать массу вопросов ко всей специальности в целом. И если уже столько времени даже участники этого форума не в состоянии найти различия - видимо, вопросы эти не надуманные.
До сих пор все было более-менее ясно: есть у Генриха любимый им термин, которым он называет конкурентную разведку по версии SCIP и, кстати, СПКР - который сделал большой вклад в узнаваемость конкурентной разведки. Это было нормально и объяснимо. Но раз начинается (понятия не имею почему) такое резкое противопоставление - давайте разберемся в сути явления. Для себя. Для всех. И для профессии тоже.
Я говорю: "коммерческая разведка" ничего нового не принесла в мировую конкурентную разведку, т.к. то, чем она занимается, широко известно за рубежом и является некой ее специализацией. Коих (специализаций) множество других тоже есть. Вывод делаю из известной мне информации. Прошу показать конкретные различия - допуская, что могу что-то упустить из виду.
Генрих, пожалуйста без попыток отъехать на "я в этом не разбираюсь" или отмолчаться - расскажите в чем я ошибаюсь. И покажите отличия.
Вы прекрасно знаете, что лично я к Вам отношусь очень хорошо. И как профессионала ценю очень сильно. Но с терминами надо быть аккуратнее - чтобы не произошло путаницы, девальвирующей специальность.