"Как вообще можно ожидать от потенциального покупателя, что он будет вас слушать, если вы не удосужились его спросить о его потребностях?"
Вот эта фраза, как раз и привлекла мое внимание со всеми вытекающими последствиями

Ответ прост: Легко можно ожидать, что он будет слушать, ибо раз приперся к вам в магазин, то он уже представляет, что магазин может удовлетворить некую его потребность и ему осталось выслушать вас, как именно.
"Спрошу у всех: Знание портрета потенциального покупателя (злополучный пол и возраст, социальный статус, его возможные пристрастия и симпатии и т.д. и т.п.) важно для розничного продавца-консультанта? По другому говоря, если он обладает данной информацией и умело ее использует в уточнении потребности клиента, позволит ли ему это увеличить личные продажи?"
Отвечу за всех

Естественно. Смысл задавать такие вопросы? Другой вопрос, что продавец может знать такую информацию на уровне статистической группы неких сегментов, составленной аналитиками исследователями. А тут реальная ситуация. Стоит продавец и гоняет мух. В этот момент заходит потенциальный покупатель среднего возраста, обладающий первичными женскими половыми признаками, окрашенный в блондинистый цвет и одетый в миниюбку. Что дальше? Как повышать личные продажи? Напомню тезис: раз эта особь заперлась в магазин, то, наверное, чего то хочет и испытывает потребность в чем то, что есть именно у вас (иначе заперлась бы в соседний магазин).