Kanton писал(а):
Но они действительно находятся в одной лодке, и совершенно одинаково зависят друг от друга. Угнетение одной из сторон - это видимость, у другой стороны всегда столько же ресурсов, чтобы ответить и сманипулировать в обратную
Это, как я заметил выше, при условии отсутствия интеллектуальной асимметрии.
В эпоху "физического" освоения имира и завоевания жизненных пространств угнетали тех, у кого тоньше шея, - те, у кого она толще и увесистей палка в руках - асимметрия физической (военной) силы.
В эпоху экономической конкуренции индустриально развитых наций право на эксплуатацию природных ресурсов завоевывается теми, кто имеет толще кошелек (все покупается за некий абстрактный
финансовый ресурс), при этом частично остаются и доэкономические силовые подходы, и формируются зачатки гуманистического представления о примате общечеловеческих духовных ценностях и т.п. Однако доминирующим фактором является асимметрия экономической мощи национально-государственныз образований.
И наконец в постиндустриальном, глобально информационном мире, где рутинный труд ради обеспечения элементарных, скажем даже "животных" повседневных потребностей человека в пище, одежде, тепле и пр.; отодвинется на второй план и не будет занимать существенного времени его жизни, на первый план выдвигаются эти самые, инвариантные относительно национальной и расовой принадлежности общечеловеческие духовные ценности. Однако в отличие от талдыченного маркистами
противоречия между "общественным характером труда и частным присвоением его результатов при капитализме", для
интеллектуального труда можно выделить как раз совершенно противоположное: сугубо индивидуальный (частный) его характер и общественное потребление (а иногда и присвоение в смысле усвоения)! Тут просматривается некая асимметрия, которая видимо приведет если не к жестко кастовому разделению мирового сообщества по интеллектуально-творческому параметру, то к своеобразному общественному укладу, основанному на "эксплуатации" уже интеллектуального труда. Отчасти это имеется и сейчас, но скрыто за "экономическими", точнее капиталистическими, механизмами распределения в обществе.
Kanton писал(а):
жалобы на манипуляции всегда имеют очень локальный и временный характер
Жалобы может и имеют такой характер, а сами манипуляции, как негласный инструмент тонкого управления социальной психологией, точнее дисциплиной, будут принимать все более глобальный характер, замещая другие, "политические" методы социального противоборства.