FB.543Но сегодня – только кратко. Потому что две недели отработал почти без выходных. И завтра опять спозаранку – на труды наши тяжкия...
***
Главное, суть в новом понимании обменных возможностей. Она заключается в том, что я отбросил понятия меновых возможностей и выменных. (Над коими, последними, быть может, и справедливо смеялись. За ассоциации понятные.) Оставил только одну эту возможность. У каждой стороны. И получилось, что их есть две.
И каждая из этих возможностей, с одной стороны, ограничивается предложением на предмет обмена, с другой – спросом на него. Спросом именно физическим, натуральным. А не платежеспособным. (Особо обращаю на это внимание. Потому как это очень важно.)
Поясню это на примере цены. Так как если брать обмен товара на товар, а не на деньги, то сложнее объяснять.
Допустим, есть продавец некоего товара. Который постулирует некоторое предложение товара. То бишь, то его кол-во, которое он может, вообще говоря, продать. «Вообще говоря» - потому, что есть еще и другая сторона обмена. И продать можно только то, в чем эта другая сторона испытывает потребность. На что есть спрос. Именно физический (деньги пока не трогаем.)
Ведь даже марксистам понятно, что продать товар невозможно, если на него нет натурального спроса. Какими бы ни были затраты на этот товар, и сколько бы денег ни было в карманах покупателей товаров.
Это значит, что возможности к обмену стороны продающей ограничиваются сверху размером предложения, а снизу – спросом на товар. Спрос – ноль. Обменные возможности продавцов – тоже ноль. Каким бы ни было предложение. И так далее. Математически возможное.
Теперь возьмем другой предмет обмена – деньги. Тут – то же самое: покупатели формируют предложение денег, а продавцы – спрос на них. Ясно, что спрос на деньги всегда высок. Всегда выше их предложения. Поэтому обменные возможности покупателей, как правило, равны численно их предложению денег.
И вот, на рынке встречаются два вида обменных возможностей – товарных и денежных. Возможностей одной стороны и воз-ти стороны другой. И всегда и везде обменные возможности товарные будут приравниваться к обменным возможностям денежным. Все количество товара, что может быть продано объективно (то есть, не всегда все предложение его) противопоставляется тому количеству денег, что может быть потрачено на приобретение данного товара. И средняя цена товара будет определяться всегда как частное от деления денежных обменных возможностей на возможности товарные:
СЦТ = Деньги/Товар = Денежные обменные возможности/Товарные в-ти.
Пример. Если взять случай, когда натуральный спрос на товар выше его предложения. Когда обменные возможности товарные равны всему его предложению, то можно сказать, что средняя ЦТ будет равна отношению предложения денег совокупного к такому же ПТ:
СЦ = ПД/ПТ.
Допустим, выбрасывается ежедневно 100 шт товара на рынок, и есть 500 рублей (рб), которые покупатели могут тратить ежедневно на данный товар. Однозначно: установится средняя цена 5 рб/шт. Причем, первоначально цены конкретных товаров будут значительно отличаться от средней цены, а потом – всё меньше. До установления единой цены для всех товаров. Если они одного качества.
Если при прочих равных люди смогут позволить себе тратить не 500, а 1000 рублей на данный товар. В совокупности. То стопроцентно через некоторое время установится цена 10 рб/шт. Так как при старой цене товары будут раскупаться быстрее. Из-за возросших обменных возможностей покупателей. Некоторые из них будут оставаться без нужных им ежедневно товаров. И каждый в следующий этап торгов будет стремиться дать больше других, чтобы успеть купить нужный товар.
Ясно: продавцы не заставят себя ждать. И поднимут цену. Так как спрос на деньги всегда велик. А уходить рано с базара не резон. Если можно и подольше посидеть. Лишь бы побольше получить.
Не так ли господа маркетологи? Прав или ошибается советолог?