Проблемы социальной политики и особенности ее реализации в Республике Беларусь Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации. Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества в Республике Беларусь обеспечивается проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются: реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества; гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие; дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения; взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития; права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи – основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и , прежде всего, молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций. Главной целью социальной политики Беларуси в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др. Для реализации главной цели основными направлениями социальной политики должны стать: Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; Обеспечение рациональной занятости на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе; Создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров; Обеспечение роста реальных денежных доходов населения; Последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда; Формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности; Повышение уровня пенсионного обеспечения; Повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и др. Приоритетными направлениями в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения. Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются ежегодно исходя из потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей. Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 216, предусмотрено установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже размера минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек на начало года в целях обеспечения её уровня не менее трети от средней заработной платы за отчётный период. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» размер минимальной заработной платы в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учётом инфляции. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30-40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах. Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Выделяет абсолютную и относительную бедность. Таким образом чертой абсолютной бедности в Белоруссии считается бюджет прожиточного минимума или денежный эквивалент стоимости корзины товаров, который позволяет взрослому человеку потреблять 2400 калорий в день и оплачивать минимальные непродовольственные товары и услуги, относительная же бедность рассматривается, когда социально-экономический статус человека ниже того, что считается нормой в обществе. Для Европы к группе людей, живущих за чертой бедности, относят тех, чей доход на 60 % ниже среднего дохода на душу населения. С увеличением минимальной заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия. Пенсионное обеспечение – важное направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсии в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные доходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Таким образом, сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании. Основная его цель – повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. На дату переписи 2009 г. в республике проживало около полутора миллионов лиц в возрасте 65 лет и старше (1350,5 тыс. человек). Их доля составила 14,2%, это в два с лишним раза больше, чем у старого населения, по методике ООН. В 1989 г. в республике доля лиц в этом возрасте была значительно меньше, она составляла 10,4%. Резкий рост численности населения в старших возрастах требует значительного увеличения расходов на пенсионное обеспечение . Средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, в октябре текущего года составил в Беларуси 1 млн 721,4 тыс. рублей. Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков. В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений. Решению этих задач будут способствовать: • установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования (класса риска); • увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и периодами их уплаты; • стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных; • осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств; • освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера. Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является также расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси. Управление занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. Специфика безработицы в республике потребовала переориентации политики занятости в сторону развития активных форм ее регулирования. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. По данным министерства труда и социальной защиты Беларуси на 1 октября 2012 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,6% от общего числа экономически активного населения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень официальной безработицы не изменился. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения. В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы. Однако, в оценке уровня безработицы в Республике существуют значительные проблемы: при официальном уровне безработицы в пределах 1% перепись населения 2009 года показала, что безработными являются 6,1% экономически активного населения. Такая разница в данных объясняется тем, что в настоящее время в Беларуси число безработных определяется по числу зарегистрированных на бирже труда, в то время как, весь мир и Международная организация труда при оценке уровня безработицы учитывают результаты обследования домашних хозяйств. В Беларуси она начнется уже в ноябре и будет проводиться ежеквартально с 2012 года. Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6% от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран, таким образом гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. Эти и ряд других мероприятий позволили достичь очень высокого уровня грамотности населения нашей страны. По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый третий житель республики учится. Согласно Докладу о развитии человека, подготовленному независимыми международными экспертами по заказу Программы развития ООН, Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8%). Таким образом, проанализировав основные направления развития социальной политики в Республике Беларусь, можно сделать выводы о том, что в нашей стране значительное внимание уделяется эффективной реализации основных аспектов социальной политики. А именно решению социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения. На этапе 2011-2020 гг. планируется обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
|