Неразрывная связь между распределением и властью заключается в существовании взаимного однозначного соответствия между централизацией распределения и централизацией власти. Степени централизации распределения всегда соответствует степень централизации власти. Оптимальной степени централизации распределения соответствует оптимальная степень централизации власти. Тотальному централизованному распределению соответствует тоталитарная власть. Кто распределяет, тот властвует и наоборот. Полному отсутствию централизованного распределения соответствует полное безвластие и распространение в общественных и экономических отношениях полномасштабного неуправляемого самопроизвольного процесса. Кто не распределяет, тот не властвует и наоборот. Избыточной степени централизации распределения и власти соответствует степень угнетения, достигаемая посредством использования соответствующего насильственного аппарата. Использование той или иной формы насилия имеет своим следствием существование в отношениях между членами общества той или иной степени господства и подчинения. То есть, всякая избыточная степень централизации распределения и власти имеет свое отражение и в степени несовершенства общественной и экономической организации независимых человеческих общностей.
Если история человечества является историей непрерывной и ожесточенной борьбы за передел как результатов совместного труда, так и результатов общественного производства в целом, то одновременно она является историей борьбы за власть. Кто ведет борьбу за обладание правом распределения, тот ведет борьбу за власть и наоборот.
Вместе с тем тот или иной исход борьбы за власть имеет в самом лучшем случае довольно незначительную положительную связь с общественной и экономической целесообразностью, чем и обусловлена ее крайне незначительная продуктивность в историческом процессе совершенствования общественной и экономической организации независимых человеческих общностей. Сама по себе борьба за власть оказывает разлагающее воздействие на общество в целом и отдельные его социальные слои. Будучи доведенной до своих крайних форм в виде полномасштабного неуправляемого самопроизвольного процесса, борьба за власть несет ужасающие по своей разрушительности последствия для охваченной ею независимой человеческой общности и ее среды обитания. То есть, в подавляющем большинстве случаев борьба за власть вообще противопоказана какой бы то ни было целесообразности, представляя собой отражение несовершенства общественной и экономической организации отдельной независимой человеческой общности.
Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что было такое время в истории человечества, когда неопределенность вопроса о власти разрешалась исключительно силой. Быстрее всего ее использование зачастую сопровождалось значительным размахом насилия в обществе. Не вызывает никаких сомнений его огромная разрушительность для всех сфер человеческой деятельности. Человечество никогда не смогло бы выйти из состояния весьма недалекого от своей первобытной дикости, не найди оно своевременно иные способы разрешения неопределенности вопроса о власти.
Следующей после насилия формой решения вопроса о власти явилась наследственная монархия, значительно ограничившая явно избыточную многочисленность ее потенциальных соискателей. Тем самым человечеству удалось избежать значительное множество разрушительных потрясений, несмотря на то что законные престолодержатели много положили на алтарь распространения и сохранения своего величия и могущества. Да и довольно немногочисленные престолонаследники причинили немало зла человечеству, умудряясь иногда затевать в своих бесконечных сварах весьма продолжительные и кровопролитные династические войны.
Однако и наследственная монархия оказалась со временем весьма обременительной для все более возраставшего числа экономически независимых членов общества. Их настойчивое стремление избавиться от произвола чрезмерно централизованной власти вызвало вначале ее частичное ограничение, а затем и полное устранение самодержавия.
Отказ от насилия, устранение наследственной монархии обусловили естественным образом использование демократической процедуры разрешения неопределенности вопроса о власти. То есть, непрерывно возраставшая степень экономической свободы и численность экономически независимых от власти членов общества в отдельной независимой человеческой общности сопровождалась непрерывным ограничением полномочий власти в остальных общественных отношениях и соответствующим изменением формы решения вопроса о ней.
Существование взаимного однозначного соответствия между степенью централизации распределения и степенью централизации власти означает, что такое понятие политической экономии, как распределение является экономическим эквивалентом такого политического понятия, как власть.. То есть, распределение и власть являются различными обозначениями одного и того же отношения. Вместе с тем власть представляет собой несопоставимое с распределением понятие, так как она охватывает всю совокупность общественных отношений. Даже в такой узкой области как отношения экономические власть, помимо централизованного распределения, определяет еще и экономическую организацию отдельной независимой человеческой общности. То есть, распределение является недостаточным, хотя и наиболее существенным в настоящее время эквивалентом власти.
Наиболее наглядно соответствие между степенью централизации распределения и степенью централизации власти проявляется в отношениях между рабовладельцем и рабом, феодалом и крепостным, капиталистом и рабочим и в отношениях между участниками тотального централизованного распределения, то есть между участниками совместного труда. Чем большую часть результата совместного труда присваивает осуществляющий единоличное распределение, тем большая степень насилия и угнетения используется в отношении остальных участников совместной производственной деятельности. Если же несоответствие иногда проявляется, то только в виде еще более жестокого и ничем не оправданного насилия.
То же самое относится и к отдельным независимым человеческим общностям. Более деспотичная организация в тех из них, в которых большая степень централизации распределения. Несоответствия также проявляются в виде использования неоправданной, а в отдельных случаях и необъяснимой степени насилия и угнетения.
Наиболее показательной в этом отношении является советская система тотального централизованного распределения совокупного результата общественного производства. Начав свое существование с жестокостей сталинско-бериевского режима, она постепенно либерализовалась, дойдя до стадии полного разложения и загнивания в брежневские времена. Все бесполезные потуги повысить ее эффективность даже путем материального стимулирования, не изменяя степень централизации распределения, получили в народе меткое сравнение с собакой на цепи и костью на веревке. Некорректное устранение системы тотального централизованного распределения в процессе Великой горбачевской реформации завершилось Великой ельцинской реставрацией.
Если принять в качестве способа ограничения системы тотального централизованного распределения децентрализацию, то это будет означать передачу функции распределения предположим наиболее крупным административным единицам. В результате мы получим несколько систем тотального централизованного распределения, к которым в силу определенных свойств последнего уплывет и власть. Конечным результатом будет и их территориальное разобщение. Точно такой1 же результат мы получим, проделав то же самое и с более мелкими административными единицами. То есть, децентрализация как способ устранения системы тотального централизованного распределения является совершенно неприемлемой. Поскольку централизованное распределение является по своей сути распределением внеэкономическим, то единственной ему альтернативой является экономическое распределение. Учитывая всю мерзость произошедшего с распадом СССР и происходящего в настоящее время в так называемых странах так называемой СНГовии, не остается ничего другого, как сказать: да - экономическое распределение, да – рынок, да –товарно-денежные отношения, но без частной собственности на средства производства.
|