Решил принять участие в дискуссии, так как давно задумывался над обсуждаемыми здесь вопросами и на некоторые нашел ответы. Частично готов поделиться даже практическими результатами.
Выступаю в качестве и потребителя рекламы, и рекламодателя одновременно.
Как потребитель практически перестал смотреть телевизор (из-за рекламы) и почти не слушаю радио. И проблема даже не в качестве рекламы и её частоте, а в том, что она не направлена на целевую аудиторию. Ну зачем, спрашивается, мужикам по сто раз слушать про женские прокладки, а женщинам смотреть как группа боевиков пьет пиво «Арсенал»?
И практически здесь ничего не изменишь, так технически это невозможно. Конечно, можно создать частные видеоканалы, скажем, чисто спортивного назначения и рекламировать в них только спорттовары. Эффективность рекламы будет высокая, но аудитория маленькая. Да и не скоро телевизионщики создадут две сотни каналов по интересам потенциальных зрителей.
Поэтому я далек от мысли, что телереклама скоро умрет, однако также уверен, что очень скоро эффективность её резко упадет.
Другое дело с «заказанной» рекламой. Приведу пару примеров.
1) В Германии есть некий клуб, который объединяет 300 тысяч (!) членов и система SMS-обслуживания этих членов. Назначение системы – отправлять заказанные клиентом SMS по указанной теме. И представьте себе, эти сообщения не бесплатные, а сами клиенты за них платят, и сами заинтересованы в этом. Оказывается, (как пример) почти каждая женщина готова заплатить 1 доллар за сообщение, что в магазин поступили новейшие-моднейшие шубки по 10 тысяч долларов! Потому что она (женщина) хочет купить эту шубку и быть первой! Просто мы (в СНГ) пока что ещё не доросли до такого. И я приветствую тех, кто начнет заниматься данной темой.
2) Несколько лет назад пришлось мне срочно искать квартиру (чтобы снять). Провел много бессонных часов за чтением газетных объявлений с последующим обзвоном. И тогда зародилась мысль: вот бы отправить SMS-запрос куда-нибудь в базу данных с заданными моими требованиями, что, дескать, хочу такую-то квартиру, в таком-то районе… да ещё с окнами строго на юго-запад, и после этого только сидеть и ждать звонка… Как выяснилось позже – многие мои товарищи хотели аналогичного. Таким образом, была создана система приема-рассылки SMS-объявлений, верхушка, которой видна на сайте smsgazeta.com.ua. Но о сайте чуть позже, а сейчас вывод-предложение, которое я зацитирую из своей же статьи, напечатанной в одном журнале:
«В настоящее время источниками рекламной информации в подавляющем большинстве являются юридические предприятия - поставщики (изготовители) товаров и услуг. Получателями - потенциальные покупатели, т.е. население. Как известно, мощное однонаправленное движение рекламной информации уже превращается в "спам", приводит к раздражению населения, а соответственно и к резкому снижению эффективности рекламы.
При использовании новых информационных технологий возможен обратный подход:
Суть его заключается в том, что поставщики товаров станут ПОЛУЧАТЕЛЯМИ рекламной информации, а клиенты - её отправителями. В данном случае под "рекламной информацией" - понимается поток запросов населения, которые отправляются в некий единый информационный центр.
Сообщения, накапливаемые в информационном центре, автоматически направляются целевым назначением на предприятия по электронной почте (или другим способом).
Менеджеры предприятий могут просматривать интересующие их заявки с помощью интернет-сайта, либо получать по заданным критериям информационные выборки при прямом контакте с базой данных.
В случае потенциальной возможности удовлетворить заявку, менеджер созванивается с потенциальным покупателем, отправившим сообщение, и выясняет детали запроса.
Таким образом, население будет получать телефонные звонки от сотрудников предприятий (фирм) только по интересующим его (население) вопросам!...»
И мобильный телефон может помочь в этом деле.
Теперь вопрос: почему вы зациклились на SMS? Есть и другой вариант оповещения клиента – это прямое звуковое обращение к клиенту. Я провел маленький опрос «населения» по вопросу: «Как вы отнесетесь к тому, что вам позвонят один раз в месяц и голосом Путина предложат новую современную модель Нокиа? Это будет вас раздражать?» Большинство ответов было: «Раздражать не будет, даже прикольно…».
Однако, я считаю, что рекламный успех при использовании мобильной связи может быть только в случае тщательнейшего подбора целевой аудитории. Тут спрашивали, где её (базу данных аудитории) взять? Да вы что, ребята? Немного смекалки и техники и у вас будет такая база! Только одни объявления на интернет-досках содержат массу номеров телефонов с сопутствующей информацией. Например, мы уже имеем базу в 200 тысяч телефонов с полезными реквизитами. Но следующий этап – это работа с психологами и психоаналитиками. Предполагаю, что людям, которые подавали объявления о покупке/продаже машин можно рекламировать автомобильные шины, моторные масла и что-то подобное в «тему», но не стоит посылать сообщения о новых роликовых коньках.
Также при рассылке необходимо учесть понятие «сезонности», причем не только времени года, но также даже дня недели! Согласитесь, что если вам придет SMS «Приглашаем вас посетить наш ЗООПАРК» во вторник в 10 часов утра, когда вы на совещании у шефа, то такая реклама вызовет только отрицательный эффект. А вот если такая SMS придет в 10 утра в воскресенье, то лично я возьму детей и пойду! Да ещё скажу спасибо, что подсказали, а то не знал чем заняться…
Следующий фактор – «география». Мобильная связь практически не позволяет точно знать, в каком городе находится клиент. Поэтому, скажем, если некий театр начнет отправлять рекламу своего спектакля в Киеве людям, проживающим в Донецке, то эффект опять же будет отрицательный. Но и это поправимо при накоплении СРМ-баз данных.
Есть ещё несколько факторов, которые необходимо учесть перед использованием мобильной рекламы, чтобы иметь положительный результат и не попасть в новую категорию спама. Однако время на мой доклад заканчивается...
) Поэтому технико-финансовые расчеты данного проекта здесь не привожу. Через некоторое время вы сможете ощутить его на практике.
Далее. SMS-опросы, голосование, розыгрыш – это уже не ново. Кстати, довольно сильно раздражает тот факт, что они ещё и платные (для населения). И платить надо от 5 центов (за отправку самой SMS) до нескольких долларов за какую-то услугу. Я придумал новое направление, которое назвал «Розыгрыш призов по звонку» с помощью которого можно рекламировать как любой сайт, так и любой брэнд. Суть такова: Клиент должен просто позвонить на указанный номер ДО назначенного времени (например, до 15:00). При этом стоимость звонка для клиента абсолютно бесплатна. Подкупает? Тот, кто последним дозвонится до указанного времени, получает приз! В качестве приза может быть футболка, MP3-плэер…, в общем, всё что выставит рекламодатель сайта или брэнда. Статистика всех звонков честно и открыто отображается на сайте и победитель определяется не какой-то «компетентной комиссией», а четко технически по часам сервера. Розыгрыш призов должен производиться ежедневно. В ближайшее время я планирую запуск данной системы на сайте
[...]
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Если кого-нибудь это заинтересовало, то продолжим…