Достаточно часто приходится наблюдать споры профессионалов различной специализации по поводу того, кто же в силу специфики деятельности и профессиональных знаний наиболее подходит по функционалу на роль антикризисного менеджера.
При этом сам факт того, что антикризисные мероприятия практически в равной степени касаются финансовой, производственной, административной, а также маркетинговой и юридической составляющих, ни у кого сомнения не вызывает.
Как бы там кто не думал, уверен, что для антикризисного менеджера, прежде всего, следует отметить необходимость в системном подходе, в равной степени относящегося к любым без исключения аспектам деятельности предприятия. Такой подход обеспечивается, по моему мнению, прежде всего многолетним практическим опытом управления в различных сферах деятельности, накладывающимся на постоянное самообразование во всех сферах, необходимых для жизнедеятельности компании.
В принципе, деятельность кризис-менеджера складывается из трех этапов:
Первый – комплексная диагностика финансово-экономического состояния компании, а также оценка и анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на ее деятельность;
Второй - разработка и утверждение всего комплекса антикризисных мероприятий с календарным планом их выполнения;
Третий - координация комплекса мероприятий, направленных на преодоление дисбаланса компании;
На каждом из этапов кризис-менеджер выполняет часть работ, соответствующую своей компетентности, а часть отдает на аутсорсинг, согласовывая их объем, стоимость, а также контроль над конфиденциальностью перед правлением компании.
Давайте вместе проедемся более тщательно по личностным и деловым качествам антикризисного менеджера.
Прежде всего, это,– Этика (с большой буквы) и психологическая устойчивость. Но еще перемноженная на здоровую креативность, еще умноженная на Практические многолетние разноплановые знания, и еще раз на стратегический подход к бизнесу. Все это множество и дает специалиста, способного в кратчайшие сроки организовать рабочую группу. Провести комплексную экспертизу предприятия (не забыв ни о чем). Разработать коллегиально с рабочей группой единственно правильный перечень мероприятий в каждой отдельно взятой ситуации. Учесть все без исключения факты, о которых члены рабочей группы могли и забыть либо не принять во внимание.
Какое именно образование приоритетно должен иметь специалист подобного уровня. В каких именно отраслях деятельности должен был он нарабатывать и применять свои знания до того, что бы профессионально заняться антикризисным управлением?
Должен ли такой специалист, может и на среднем уровне, но в равной степени понимать основы юриспруденции, финансового, административного менеджмента? Иметь навыки маркетинга, кадрового управления, организации экономической и любой другой безопасности? Иметь общее представление о технологиях отрасли предприятия, решением которого он занимается?
Должен ли он иметь достаточные коммуникативные способности, позволяющие ему на протяжении нескольких ночей насилия над поисковиками, понять общие тенденции рынка, на котором специализируется предприятие? Должен ли такой специалист суметь сделать грамотные и единственно верные выводы из всей информации, которую он получает от рабочей группы и собственных исследований?
Должен ли быть у подобного специалиста практический опыт и коммуникативные способности, позволяющие ему улаживать и структуризировать отношения с кредиторами и дебиторами?
Наконец, должен ли наш специалист иметь достаточные практические знания, а также уровень коммуникабельности, настойчивости, искусства убеждения, что бы разработав нестандартные инструменты привлечения заемного финансирования, в кратчайшие сроки с бизнес-планом в руках достучаться до кредитных и инвестиционных институтов и, самое главное, суметь убедить в том, что финансирование этого бизнеса несет минимальную рисковость, но вместе с тем гарантированную доходность для финансирующей стороны?
Мое мнение – ДА. А ваше?
Вот одно из ключевых качеств кризис-менеджера все таки необходимо выделить отдельной строкой. Это наличие определенной жесткости характера, позволяющей успешно отделять эмоциональное отношение от необходимой реальности, выполнения эффективных действий при введении непопулярных, но иногда просто необходимых мер к персоналу. При этом речь об увольнениях идет в последнюю очередь. Прежде всего, это сопротивление возможности определенного саботажа либо заведомо ложного предоставления информации со стороны ключевых сотрудников, откровенному негативу работающей команды при изменениях в объемах работ и тому подобное.
Денежное вознаграждение профессионального кризис-менеджера, как правило, составляет средневзвешенную ставку ТОП-менеджера высшего уровня плюс определенный процент «за вредность».
Ну а теперь об основном. Как бы там ни было, но функции такого привлекаемого на время кризис-менеджера в чем-то, может быть, напоминают функции мистера Вольфа из фильма Тарантино «Криминальное чтиво» с его фразой: « Я решаю вопросы».
Все мы знаем, что излишнее раскрытие информации о предприятиях достаточно часто оканчиваются судебно-разбойными рейдерскими захватами. Единого рецепта здесь не существует. Но как мне кажется, в этом ракурсе следует обращать внимание, прежде всего, на репутацию, деловые и человеческие качества такого специалиста.
К слову, одной из дополнительных функций кризисного менеджера, собственно, может быть и разработка концепции диверсификации активов компании, использующей частично оффшорные схемы и обеспечивающей максимальную юридическую защиту в будущем.
Андрей Стадник
Директор инвестиционно – консалтинговой компании «BFM Group»
|