Александр Горшунов писал(а):
Все ж таки рассматривается тема о причинах кризиса, а не фантазиях Искателя.
Вы, г-н Горшунов, таки запамятовали, ибо я писал не только о "фантазиях", но и о причинах кризиса тоже.
Искатель писал(а):
Максимально упрощая ситуацию. Тут одним детским садом не обойтись. Нужна фигура предпринимателя. Если вдруг ему взбредёт в голову, что завтра спрос на конфеты упадёт до нуля, он прекратит производство и уволит работников - родителей тех самых детей из детсада. В результате родители останутся без зарплаты, а дети - без конфет, то есть спрос в итоге действительно упадёт до нуля. Таким образом, кризис рождается в головах и потом перекидывается на реальную экономику.
Кстати, недавно прочитал статью экономиста, взгляды которого в данном вопросе очень сходны с моими.
Пробуждение жизнерадостности
Роберт Дж. Шиллер
НЬЮ-ХЕЙВЕН. Фундаментальная мировая экономическая проблема сегодня заключается в стремительном падении делового доверия. Коммерческие банки, инвестиционные банки, а также хеджевые фонды имеют текущие проблемы вследствие его упадка, который, в свою очередь, ставит под угрозу планы компаний и предпринимателей поначалу новых инициатив, а также потребительские планы семей.
Наша «жизнерадостность», знаменитое выражение Джона Мейнарда Кейнса, ослабевает. Вместе с Джорджем Акерлофом мы только что написали книгу под таким же названием, которая выйдет позже этой зимой, и к тому времени состояние мировой экономики может еще усугубиться.
Государства во всем мире начинают применять агрессивные стимулы и принимать спасительные меры. Тем не менее, экономическая перспектива все еще остается довольно мрачной. Согласно последним предположениям МВФ, объем самых развитых экономик мира в 2009 году сократится на 0,3 % – впервые со времен окончания второй мировой войны.
Частично трудность противостояния кризису доверия обусловлена, в первую очередь, трудностями с точным измерением самого доверия. Значение индекса потребительского доверия в США, который начали измерять в 1967 году, в октябре опустилось до самого низкого уровня в своей истории. Мировой индекс потребительского доверия Nielsen, который охватывает 52 государства, упал до 84 с 137 на момент своего появления в 2005 году.
Однако эти исследования, которые сводят в таблицу быстрые ответы на простые вопросы, не говорят нам, насколько глубоки эти мнения, и как новые обстоятельства могут изменить уровень доверия, или что действительно будут делать люди, когда они будут принимать важные решения в ближайшие месяцы или годы.
Снижение доверия в своей основе обусловлено хаосом на финансовых рынках, который начался в 2007 году и ускорился в сентябре этого года. Спектр падения финансовых институтов во всем мире, а также тщетные правительственные спасительные меры, создали общее чувство тревоги.
Также на сегодняшнюю жизнерадостность оказывает влияние эффект памяти. Люди обладают достаточной информацией о Великой депрессии, чтобы проводить параллели с сегодняшней ситуацией. Многие знают, что в сентябре 2008 года процентные ставки по трехмесячным казначейским векселям США стали немного убыточными – впервые с 1941 года. Люди также отдают себе отчет, что рынок ценных бумаг не был столь изменчивым со времен Великой депрессии (единственное исключение - октябрь 1987 года). Кроме того, лидеры национальных государств принимают беспрецедентные спасительные меры, обосновывая их тем, что ситуация аналогична существовавшей во время Великой депрессии.
На жизнерадостность действуют не только беспрецедентные экономические потрясения, приводя к разным последствиям. Например, обвал фондового рынка 19 октября 1987 года был самым значительным однодневным понижением в истории. Индекс Standard & Poor’s Composite снизился на 20,5 %, FTSE 100 – на 12,2 %, а Nikkei 225 - на 14,9 % на следующий день. Кризис распространился по всему миру, но рецессии не последовало. Наоборот, фондовые рынки восстановились, надув колоссальный пузырь, который разорвался 13 лет спустя в 2000 году.
Непосредственно после обвала 1987 года я провел анализ и установил, что индивидуальные и институциональные инвесторы в США были больше всего обеспокоены переоцененностью фондового рынка. После того, как кризис скорректировал проблему, многие перестали считать, что есть повод для беспокойства. Единственной параллелью с Великой депрессией было только само падение фондового рынка. Кроме того, многие финансовые эксперты видели причину обвала 1987 года в определенной запрограммированной сделке под названием «портфельное страхование», которое, как думало большинство, прекратит свое существование.
Однако последние события не находят такого радужного объяснения. Ошеломляющий масштаб последних падений не может игнорироваться как однодневная аномалия, вызванная техническим сбоем торгов.
Неделя с 3 по10 октября стала худшей для фондовых рынков в США со времен Великой депрессии, в то время как фондовый рынок Японии показал результаты худшие, чем в худшую неделю азиатского финансового кризиса десять лет назад. Подобным образом, фондовый рынок Мексики показал столь же плохие результаты, как во время худшей недели мексиканского финансового кризиса 1995 года, а фондовый рынок Аргентины достиг показателей самого сильного падения во время финансового кризиса страны 1997-2002 года. С тех пор чрезмерные колебания фондового рынка, как вверх, так и вниз, не прекращаются.
Сегодняшние планы спасительных мер и системы стимулов стали результатом этой страшной недели. Страны G-7 провозгласили о скоординированных планах по налаживанию мировой экономики 10 октября, а на тех выходных страны G-20 одобрили эти планы. Однако фондовые рынки не намного выросли в начале ноября. В Китае и Индии они даже упали.
Разрушение жизнерадостности питается изнутри. Бесконечные колебания рынка только усиливают чувство у людей, что что-то действительно идет не так. Начинается цепь обратной связи: чем больше колебаний, тем больше люди уверяются в том, что им следует следить за рынком, и из-за этого все более непредсказуемыми становятся торги.
Возможно, в данной ситуации положительным моментом является то, что жизнерадостность может и иногда действительно изменяет направление движения. Доверие – это психологический феномен, который может совершать видимо капризные скачки, как вверх, так и вниз. Наверное, в данной ситуации возвратить доверие в бизнес смогло бы некоторое общественное воодушевление. В США избранный президент Барак Обама, кажется, обладает харизмой, чтобы способствовать этому. Его статус первого президента из представителей нацменьшинств ознаменовал исторические изменения, которые должны оказать положительное психологическое воздействие в США и во всем мире.
Что бы ни произошло в ближайшем будущем, следует внимательно относится к возможным незаметным и непонятным воздействиям на доверие огромного количества планов по борьбе с глобальным кризисом, которые сейчас обсуждаются. «Жизнерадостность», которую Кейнс определил несколько поколений назад, остается с нами и сегодня.
Источник -
[...]