Уважаемый Сидоров В.А.
Позволю себе высказать несколько уточнений по поводу Ваших суждений.
1. Необходимо различать процессы становления общества, его функционирования и развития. Например, человеческий организм также имеет несколько крайне различных процессов: зачатие, эмбриональное развитие, рождение, функционирование, как целостного организма и развитие. Все эти процессы имеют свои специфические закономерности и разные причины. Так и общество. При становлении общества основные причины - это скученность приматов, необходимость добычы пищи и воды и борьба с внешними условиями, как климатичсекими, так и с хищниками. При функционировании общества основная проблема заключается в разделении труда и управлении как обществом в целом, так и отдельными специализированными подразделениями. Развитие же общества происходит уже не только в силу необходимости добывать пищу и воду, а в стремлении получения большего удовольствия (или меньших невзгод) при экономии сил. А удовольствие человек получает не только от пищи и воды. Кстати, от познавательной деятельности некоторые личности получают удовольствия намного больше, чем от еды. Вы слишком уж примитивировали человеческую личность. Хотя нельзя сказать, что Вы и неправы. Правы, но в узком диапазоне рассматриваемой темы.
2. Если уж Вы решили найти наиболее общие и основополагающие причины деятельности людей, то идите до конца. Для чего человеку добывать (или производить) пищу и воду? Видимо, для того, чтобы выжить. Но не просто выжить, как биологическому существу, на что Вы и напираете, а выжить, как человеку, то есть ещё и социальному существу. А для этого нужно удовлетворять все собственные потребности. Все эмоции и чувства человека эволюционно именно так и устроены, что при неудовлетворении потребностей (любых) он чувтствует себя плохо, а при удовлетворении - хорошо. Кстати, именно с этим связаны такие понятия: как "счастье", "радость", "горе", "добро", "зло" и т.д.
Поэтому строить экономичсескую теорию следует, наверное, всё же исходя не из конкретных потребностей в пище и воде, а из абстрактных потребностей вообще. Кроме того, Вы как-то забываете, что человек существо разумное, и он не просто производит нечто (пусть даже только пищу и воду), а делает это наиболее рационально (по крайней мере, пытается), то есть с рациональным использованием сил и средств. Этот момент также следует включать в экономическую теорию.
3. Если же говорить не об экономике, а об обществе, то там пристуствует множество иных (неэкономических) потребностей. А человек - существо цельное, у него пристутствуют все разнообразные потребности: как биологичсекие, так и социальные. Кстати, именно женщины наиболее чувствительны к социальным потребностям. Поэтому зря Вы напали на бедную балерину. Даже в экстремальных, патологических ситуациях человек никогда не думал только о еде и питье. Мы же ведём речь о нормальном обществе, где все потребности в наличии.
4. Современный мир представляет из себя множество специализированных хозяйств на базе разделения труда. И соответственно какое-либо теоретическое общество может вполне прожить и без производства пищи и воды, например, за счёт добычи природных ископаемых (нефти). При этом и ВВП, и ВНП у него будет в полном порядке. В Вашем же случае при делении на ноль в результате получится бесконечность.
Спасибо за внимание, Галиев Мунир.
|