Александр Горшунов писал(а):
И так, какие правила необходимо использовать что бы создать успешеую религиозную секту? Согласно современным теориям пропаганды, необходимо использовать довольно ограниченный набор правил (всего то 7 основных штук, котрые по своему вкусу можно сдабривать элементами психологического воздействия на человека), которые позволяют создать секту и удерживать власть над нею:
1. Создайте собственную социальную реальность. На первом этапе необходимо сформировать свой культовый взгляд на мир, который использовал бы свою собственную систему координат (ничего не напоминает?). Главная задача оторвать своих последователей от традиционных ценностей и провести разделение на посвященных (тех кто принял координаты) и поганых еретиков (тех кто не разделяет ценности секты). В дальнейшем новая система координат используется для правильной интерпретации всего происходящего в мире, но уже с позиции секты. Включается механизм самоцензуры: информация не противоречит новой социальной реальности, значит она правильная, противоречит, значит исходит от дьявола. Что самое интересное в качестве новой системы координат можно использовать все, что угодно: от угорзы конца света до угрозы нашествия религии денег (главное, чтобы эта система была бы кому то интересна). Для строительства социальной реальности полезно создать собственный язык и жаргон (хм....). Путем обучения набору клише типа "буржуазный менталитет", "сознание Кришны", ..... любое событие быстро определяется как хорошее или дурное, и критическое мышление резко обрывается.
2. Создайте гранфаллун. Техника гранфаллуна требует создания как общности приверженных группе последователей (посвященных), так и внегрупповой общности неспасенных. Эта техника позволяет управлять адептами, постоянно напоминая им: "Если вы хотите быть избранными, тогда и действуйте, как избранные. Если вы не избраны, то вы нечестивцы и неспасенные грешники. Чтобы спастись, надо действовать так, как от вас ожидают". При этом желательно, чтобы в мозгах последователя не возникало логических мыслей (ведь так он может понять, что и социальная реальность не совсем логична да и целесообразность принадлежности к гранфаллуне вызывает сомнения). Как говаривал Лав Изреил, глава "Церкви Армагеддона": "Не пользуйся своим малым внутренним разумом. Пользуйся большим разумом, разумом коллективной семьи". В итоге имеем построенную специально для посвященных цепь умозаключений, основанную на новой социальной реальности и не имеющую логических последовательностей (не дай бог, механизм критического мышления включиться). Но кроме того, у процесса создания гранфаллуна есть обратная сторона, кроме группы спасенных необходимо выделить внегрупповые объекты неспасенных и обрушить на них всю ненависть группы. При этом целесообразно на неспасенных приклеить определенные ярлыки: "слуги дьявола", "поганые язычники", "демократы" ...... Сочинение внешних "злонамеренных" групп служит двойной цели: создать у членов культа ощущение удовольствия от того, что они входят в собственную группу ("я рад, что я не такой, как они"), и увеличить их страх перед возможностью покинуть эту группу и перестать ее поддерживать ("я не хочу быть таким, как они; я не могу допустить, чтобы они захватили мир"). Если методы гранфаллуна применяются правильно, то вы добьетесь успеха в порождении страха перед "внешним" миром и во внушении веры в то, что культ — это единственное решение для счастливой жизни. Таким образом, жизнь вне культа — единственного решения жизненных проблем — невозможна.
3. Свяжите человека обязательством с помощью "западни рационализации". Культы добиваются гарантированного повиновения своих членов, порождая спираль возрастающей преданности: член культа сначала соглашается на простые требования, которые становятся все более и более серьезными. Сделав что-то на пользу секты один раз (например, выступив на форуме и ответив на критику) человек связывает себя с культом моральными обязательствами и отвечая на критику, сам себя убеждает в верности принятого курса и правильности системы координат.
4. Обеспечьте способность лидера внушать доверие и быть привлекательным. Весьма желательно приравнять его лик к сонму святых (ну или хотя бы абсолютно читых борцов за всеобщую справедливость).
5. Посылайте членов группы, обращать в свою веру не спасенных грешников. Мало того, что это принесет новых обращенных, так еще такой прозелитизм может гарантировать постоянную занятость членов культа самовербовкой, или самоубеждением. Отыскивая аргументы для убеждения других, члены культа убеждают самих себя. В рекомендациях, данных членам культа, многие культы поощряют их приукрашивать, насколько они были плохими, порочными (наркоманы, сексуально распущенные, живущие пустой жизнью) до присоединения к культу. Чем хуже вы были, тем большее одобрение получаете от группы. Постоянно пересказывая эти истории, члены культа начинают верить в способность культа произвести перемену и в то, насколько безнадежным было бы их положение без этого.
6. Отвлекайте членов группы от обдумывания "нежелательных" мыслей. Существуют различные методики такого отвлечения: от простых песнопений и скандирования текстов до более изощренных психологических средств (например, это можно сделать, объявив любую "неприятную мысль" дурной и исходящей от дьявола). Кроме того отвлечению мыслей служит путаница в основных культовых тезисах (отсутствие логических связок), которая не позволяет адепту сосредоточится на критическом обдумывании основных постулатов.
7. Фиксируйте воображение членов культа на фантоме. Каждая секта имеет свой фантом, основанный на своей социальной реальности. Фантомом может быть и спасение души после Армагеддона, и всеобщая справедливость при дележе денег, и все что угодно, что будет маячить, как коммунизм на горизонте. Фиксируя пристальный взгляд члена группы на фантоме из будущего, вы обеспечиваете мощный стимул, чтобы продолжать служение данной группе. Верующие будут опасаться прекращать работать из боязни, что они или мир не получат желанный приз, если они хотя бы раз прервутся. Фантомы способны создавать надежду — мощный мотиватор человеческого поведения, порождая ощущение цели и предназначения.
Замечательная подборка. Только жаль что все изложено в процессном варианте, т.е. говорится что надо или не надо делать.
Примерно тоже самое в продуктном выражении, т.е. в виде результата, выглядит следующим образом:
1.В секте всегда есть учение для толпы и учение для избранных посвященных иерархов.
2.Наличие определенных догматов учения, которые не подлежат обсуждению и должно приниматься адептами учения без каких-либо сомнений и рассуждений.
3.Наличие ритуала, который сопровождает всякое собрание представителей секты и фактически является средством зомбирования их психики.
4.Существование в секте сколь угодно разветвленной иерархии, вступать в спор с которой по основным догматам учения секты категорически запрещено.
5. Поскольку учение секты опирается на догматы, не подлежащие обсуждению, то в нем нет и не может быть места формированию личностной культуры освоения нового знания (нет метода освоения) и осмысленного отношения к жизни по-совести.