А.Курьяну
Sirius-2
>>>
Строятся модели знаний из книг, документов и вводятся в БЗ. Сразу область знаний становится намного шире, чем в ЭС, поскольку в ЭС они выбираются относительно поставленной узкой задачи, а в аналитической СУЗ (АСУЗ) все подряд. Область знаний в АСУЗ сразу будет шире, чем в подходе Лената, поскольку там тоже знания выбираются применительно к предметной области.
>>>
За счет чего область знаний будет шире? За счет документов? Непонятно. Любая модель - это целенаправленное ограничение. В Вашем тезисе имеет место противоречие между формой представления и объемом.
Далее Вы пишете
>>>
Однако вначале книги и документы выбираются с умом, чтобы отражали основные знания в предметной области. Постепенно БЗ будет представлять собой постепенно увеличивающуюся паутину - все более расширяющуюся и сгущающуюся в местах гребнях знаний. Однако, - это если представить их связи, а в действительности они вводятся по отдельным частям. Юле это я уже объяснял.
>>>
Чем это отличается от гипертекстровой структуры с перекрестными ссылками? Чем гребень отличается от той же "частоты использования" понятия? Непонятно.
И самое главное
>>>
Поэтому для АСУЗ совсем иная подготовка исходной информации, намного более короткая. А вот сам процесс ввода и корректировки знаний, один раз начавшись, уже больше не останавливается. Зная структуры крупных предприятий, - в штатном смысле - половину сотрудников, необходимых для работы в АСУЗ, возьмут из существующих работников, половину привлекут новых (штатное увеличение будет незначительно).
>>>
Непонятно, за счет чего Вы собираетесь сократить цикл подготовки контента. То, что Вы упоминаете такой ресурс, как ВСЕ РАВНО ЭТО ДЕЛАЮТ в фразе
>>>
"Я ИМЕЮ В ВИДУ ПОД РАБОТОЙ В АСУЗ, ВСЕ РАВНО ПРОИСХОДИТ ЕЖЕДНЕВНО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В ДРУГОЙ ФОРМЕ (И РЕЗУЛЬТАТЫ ДРУГИЕ) И ВСЕ РАВНО НА ЭТО УХОДИТ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ И СЕЙЧАС.
>>>
так это не аргумент. Похож на воинский приказ "копать от этого места и до обеда".
1. «За счет чего область знаний будет шире? За счет документов? Непонятно.»
Начнем с ЭС. Это теория - ЭС создаются только для узких областей. Поскольку сложно обеспечить адекватность ответов ЭС по сравнению с опытным экспертом (а это обязательное условие при создании развитых ЭС) из-за широкой области знаний.
Возьмем к примеру такую кн.: Прогрессивные режущие инструменты и режимы резания металлов.Справочник/Баранчиков В.И. и др. –М.:Машиностроение, 1990. – 400 с. Можно и другую, но эта у меня под рукой.
Предположим, мы по схеме Лената создаем онтологическую систему для работы со знаниями в области инструментов в промышленности. Инструмент включает в себя кузнечный, слесарный, деревообрабатывающий и т.д. Различают инструмент ручной (долото, молоток и т.д.), станочный (резцы, сверла и т.д.) и механизированный с электр., гидравл. или пневматич. приводом (рубильные, сверлильные и т.д.). К инструментам относят некоторые приспособления, штампы, литейные модели, кокили и т.д. К инструментам относятся и контр.-измерит. инструменты – калибры, пробки, угольники и т.д.
ЭС для такой области сделать нельзя, а вот по схеме Лената попробовать можно.
Так вот из указанной кн. могут быть выбраны знания по конкретным приведенным видам инструмента, например, спиральные сверла, метчики, резьбовые фрезы и т.д. Но ведь это далеко не все содержание приведенной книги.
Теперь как мы ведем себя при создании АСУЗ по данному направлению.
Теперь мы используем все содержание книги, т.е. в базу знаний, попадут и знания из раздела по материаловедению, и по обрабатываемости материалов, и по вопросам дробления стружки и по вопросам, как изготавливается инструмент, и по смазочно-охлаждающим жидкостям, и по технологиям, когда инструмент применяется и др.
И так будет по каждому источнику знаний, которые могут быть использованы в подходе Лената. Т.е. практически каждый раз объем знаний используемый для АСУЗ будет ПРЕВЫШАТЬ (в худшем случае равен) объем знаний для подхода Лената.
Возвращаемся опять к книге. Книга ведь предназначена для практического применения и она применялась (и наверно применяется) в работе многих тысяч специалистов . Но если в системе Лената значительный объем знаний в книге не использован, то соответственно тот практический смысл, содержащийся в кн. теперь исчез. И остается вся надежда, что новый подход Лената, хоть что-то даст иное.
А что же в АСУЗ. А здесь большая часть смысла заложенная авторами в кн. СОХРАНЯЕТСЯ, а также из других используемых книг тоже. Это ВЕСЬМА БОЛЬШОЙ ПЛЮС АСУЗ ПЕРЕД ПОДХОДОМ ЛЕНАТА.
2 «Любая модель - это целенаправленное ограничение. В Вашем тезисе имеет место противоречие между формой представления и объемом.. «
Соответственно никаких противоречий нет.
3. «Чем это отличается от гипертекстровой структуры с перекрестными
ссылками?»
Это . как говорят, совсем «из другой оперы». Отдельные подмодели такой вид могут иметь. Но общая БЗ, представляет собой свободный набор большого количества подмоделей. Был в дискуссии выпад - назвали это свалкой, но в определенном смысле это и так. Кстати, при создании ЭС, например, с помощью продукционных правил, возникает та же ситуация, но в меньшем объеме и она ограничена жестко по предметной области.
4. «Чем гребень отличается от той же "частоты использования" понятия? Непонятно»
Это совершенно разные вещи.
Например, в упомянутой кн. есть раздел, посвященный термической обработки инструмента, что, в частности, ведет к повышению стойкости инструмента. Но здесь не упоминаются те способы повышения стойкости инструмента, которые мы в рамках НИПИ «СИРИУС-2» (машиностроительное направление) развиваем – это обработка магнитно-импульсным полем (ОИМП) и эпиламирование. Так вот если теперь ввести в БЗ знания по обработке инструмента из других книг и наши, то окажется следующее. Знаний по термической обработке инструмента будет намного больше, чем по ОИМП или эпиламированию.
Сама форма этих знаний в многомерном пространстве будет напоминать гребень (в плоскостном сечении) с вершинами и впадинами.
Иногда величина вершины может совпадать с частотой использования конкретного понятия, но в общем случае нет. Поскольку понятия берутся из разных областей знаний, а может вполне оказаться что понятия - разные, а относятся к одной области знаний (вершина или впадина).
А в общем виде сравнивать эффект гребня (даже для частного указанного случая) с «частотой использования» равносильно сравнению синусоиды и ее амплитуды – это совершенно разные понятия, хотя определенную связь имеют.
5. «Непонятно, за счет чего Вы собираетесь сократить цикл подготовки контента.»
Предположим раз в квартал, определяем перечень книг и документов, подлежащих вводу в АСУЗ – неделя – например, 50 документов и книг. Дальше 1 час для получения из библиотеки или архива книги или документа (заказать можно заранее). 10 мин. дойти до рабочего места – 5 мин. (это с перекуром и обсуждением какая будет погода) для начала работы и начали ввод … Все. Для традиционных СУЗ все намного сложнее.
6. «так это не аргумент. Похож на воинский приказ "копать от этого места и до обеда".»
Наоборот. Любую технологию надо жестко соблюдать или плохо получится или вообще ничего.
|