Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  
Автор Сообщение
sirius-2
  Re: Управление знаниями
СообщениеДобавлено: 28.09.19 21:30 

Зарегистрирован: 20.08.03 17:35
Сообщения: 451
Откуда: Н.Новгород
Выступил 27.09.2019 с пленарным докладом Бронфельд Г.Б., Киров Д.И. “Принципиальный подход к “практически вечному” сохранению знаний на основе технологии прямого наложения знаний” на Шестой Всероссийской научно-технической конференции «Нелинейная динамика в когнитивных исследованиях» (НДКИ-2019), г.Н.Новгород. Встретили очень хорошо.
Впервые за 16 лет выступлений на научно-технических конференциях по тематике новой технологии работы со знаниями на основе прямого наложения знаниями, наконец, наступил какой-то качественный перелом к лучшему в отношении к данному направлению работ со знаниями и их намного более эффективному использованию и сохранению. И произошел он все-таки впервые в России, а потом постепенно произойдет и по всему миру.

Аннотация доклада
Кратко рассматривается ряд научно-технических проблем в мире (в России, в частности), связанных с проблематикой вокруг понятий информация и знание. И они очень многое реально определяют в мире и России, в частности, в образовании и экономике и не только. Формулируется проблема обеспечения долговременного хранения знаний и информации, как одна из конкретных особенностей этих проблем. В настоящее время это является частью сохранения цифрового наследия человечества. Описывается новый способ моделирования знаний, новая технология прямого наложения знаний (ТПНЗ), новый вид интеллектуальных систем – интеллектуальных электронных книг - элинг, использующих ТПНЗ. Проводится сравнительный анализ машинных носителей информации для долговременного хранения знаний и информации. Показывается, что ТПНЗ и элинги могут обеспечить «практически вечное» сохранение, как минимум, знаний, необходимых людям для практической деятельности и выживания в природной среде. В заключение рассматривается целый перечень препятствий, которые традиционно считаются нередко непреодолимые, к применению или развитию подобных технологий и это переносят на данную технологии, которые на самом деле в рамках данной технологии или просто не существуют или решаются достаточно просто. Данный подход принципиально позволяет решать основную из рассматриваемых в самом начале проблем – перенасыщение людей знаниями
Вернуться к началу
 
 
sirius-2
  Re: Управление знаниями
СообщениеДобавлено: 16.10.19 21:27 

Зарегистрирован: 20.08.03 17:35
Сообщения: 451
Откуда: Н.Новгород
9 октября 2019 г. состоялся семинар в Нижегородском филиале ВШЭ в лаборатории уважаемого профессора Калягина В.А. на тему «Метод «надувного шарика» (МНШ) для решения некоторых нелинейных векторных оптимизационных задач". С докладом о своем МНШ выступал я. Присутствовало около 15 человек – докторов и кандидатов наук в направлении прикладной математики, а также большей частью молодые сотрудники.
Получилось так, что за 45 лет моей работы в этом направлении данный семинар для меня оказался наиболее интенсивным коллективным обсуждением этого направления работ. В течение около полутора часов я находился как под «круговым обстрелом», обсуждался почти каждый индекс и переменная, начиная с постановки задачи.
А здесь, хоть и прошло 42 года с момента первой публикации МНШ и 27 лет с момента первого успешного внедрения МНШ, новым продолжает оставаться все – и постановка решаемой задачи векторной нелинейной оптимизации, используемый мой метод МНШ и достигаемые результаты работы МНШ.
Конечно, я очень сильно рисковал, решаясь на это выступление. Но жизнь она такая, какая есть. Несмотря на 45 лет, так случилось, что проблематика МНШ, кроме самого начала работы, оказывалось на первом месте для меня лишь несколько месяцев, в последующие более чем сорок лет, обычно на четвертом-пятом местах для меня. В результате мой МНШ, который был уже запрограммирован моими профессиональными программистами в начале 90-х годов, пришлось пытаться программировать по новой уже силами студентов в ходе учебного процесса через 14 лет, уже не имея тех условий, которые были у меня в 90-е годы, как предпринимателя. И хотя студенты кое-что постепенно сделали, есть еще недоработки, которые мешают началу активного продвижения. Все это быстро устраняется за несколько месяцев работы профессиональными программистами, но денег на них, как у меня не было, так и нет.
Большинством присутствующие н семинре все-таки лучше меня владели публикациями в мире по оптимизации в данном направлении, да и компьютеры и интернет у многих были под рукой, и могли по ходу моего выступления что-то перепроверить или обнаружить . Но они всерьез каких проколов у меня найти не смогли (кроме отдельных мелочей, о которых и сам знал) даже коллективно и не нашли, что подобное где-то у кого-то в мире , скажем в прошлом году – кто-то опубликовал. И это меня удивило не меньше, чем их то, что я рассказывал, поскольку я кое-что о подобном в своем докладе рассказал.
Итог:
1. Это мощное и крайне перспективное направление для масштабного применения в мире не менее, чем методы решения задач линейного программирования, только для новых нерешаемых или плохо решаемых постановок задач, крайне нужных для массового потребителя или с возможностями более быстрого и эффективного решения ряда уже решаемых задач.
2. У меня намечается прорыв в моем основном направлении – новых методах работы со знаниями и я все основные возможности направляю сюда. Хотя понемногу продолжаю работы и в обсуждаемом направлении, но это еще на несколько лет, пока студенты не доведут МНШ до нужной кондиции. А я не Бог/колдун, чтобы «взмахом руки» и без денег решать все человеческие проблемы.
3. В результате можно легко подсчитать, сколько люди, отдельные компании, а то и государства потеряли десятилетиями от неиспользования МНШ на практике. Пусть после публикации МНШ в 1977 г. - 10 лет разбирались с его особенностями и программированием. Осталось 32 года. В худшем случае он дает 5-10% дополнительных доходов в среднем по сравнению с прежними методами решения. В результате за 32 года для отдельных предприятий счет упущенной выгоды идет от миллионов/миллиардов долларов до триллионов/десятков триллионов долларов для отдельных стран по сравнению с затратами на 2-3 профессиональных программистов/математиков на несколько месяцев работы (для начала разработки и начала масштабного применения).
4. Вряд ли я вечно жить буду. Для очистки своей совести семинар я провел и ситуацию специалистам доложил. Для меня это коммерческое направление работ на текущий момент. Следующий подобный семинар, может быть проведу еще через 40 лет…, если без меня так и не смогут другие люди справиться…
Основные публикации по этому направлению:
1. Бронфельд Г.Б. Алгоритм решения задачи оптимального распределения плана производства//Труды института. Автоматизация и механизация управления производством. Горький, НИИУавтопром, 1977, вып.2, с.75-83
2. Бронфельд Г.Б. Решение задачи оптимального раскроя материалов// Сб.докл."Первой всероссийской научно-практической конференции по вопросам решения оптимизационных задач в промышленности ОПТИМ-2001", С.-Петербург, ЦНИИ ТС, 2001, с.9-12
3. Бронфельд Г.Б. Метод "надувного шарика" для решения задач планирования производства//Сб.докл."Первой всероссийской … ОПТИМ-2001", С.-Петербург, ЦНИИ ТС, 2001, с.167-170
4. Бронфельд Г.Б. Основы искусственного интеллекта : учеб. пособие. Н. Новгород: НГТУ им.Р.Е.Алексеева, 2014. 253 с.
5. Бронфельд Г.Б. Прямое наложение знаний и его возможности. Анализ, методология, новая модель знаний, алгоритмы, возможности «невозможности». - Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 236 с. (здесь история создания МНШ изложена наиболее подробно)
6. Скоропостижный Е.А. , Незванов А.О., Бронфельд Г.Б. Решение задачи многокритериальной оптимизации с переналадками при решении на основе метода «надувного шарика» //Материалы "ХХV Международной научно-технической конференции "Информационные системы и технологии ИСТ-2019", г.Н.Новгород, НГТУ им. Р.Е.Алексеева, 2019. С.505-511.
Вернуться к началу
 
 
sirius-2
  Re: Управление знаниями
СообщениеДобавлено: 31.12.19 12:39 

Зарегистрирован: 20.08.03 17:35
Сообщения: 451
Откуда: Н.Новгород
«Эра элинги» все-таки начинается - и все-таки в России

10 лет назад я дал интервью «Эра Элинги» нижегородскому журналисту В.Цветкову для Нижегородского еженедельника Курс-Н [1].
Есть проблема сродни глобальному потеплению Земли и уж, конечно, финансовым кризисам, которые происходят из-за переизбытка, допустим, товаров или долгов. В данном случае речь идет о переизбытке знаний, которыми мы не умеем управлять. А неуправляемые процессы такого рода могут послужить катализатором глобальных катастроф.

Во весь голос о проблеме управления знаниями начали говорить несколько десятилетий назад. Был веский повод забить тревогу. Объем поступающей информации увеличивается из года в год. И в этих гигантских объемах информации человечество стало захлебываться. Попробуй отыскать в пучине информации то, что тебе нужно. Процесс этот давно уже получил название — сатурация (перенасыщение знаниями). Как объект изучения сатурацию смело можно поместить в графу катастроф и аномальных явлений. И возникает вопрос: зачем продолжать какие-то исследования, если мы не в состоянии использовать или даже отыскать уже добытые знания, испытывая информационный голод среди изобилия информации.

Тупик мощнейший. Чтобы выбраться из него, тратятся громадные средства, но результат или минимальный, или даже отрицательный. Процесс “затоваривания” знаниями идет экспоненциально, объем информации/знаний продолжает угрожающе нарастать. Уже в 60—70-е годы ученые пришли к выводу: если знания будут прибывать теми же темпами, то к 2020 году все будут заниматься только обработкой информации.

Выходит, что мы не знаем то, что знаем. И это одна из причин всевозможных кризисных явлений совершенно в разных направлениях, в том числе и в экономике. Мы с ними не можем справиться, потому что не в состоянии воспользоваться уже добытыми знаниями. Это одна из тех проблем, которые топят человечество изначально. Возьмем проблему потепления Земли. Чтобы решать ее, требуется обработка гигантского количества информации и знаний, в том числе и тех, которые уже добыты. Но мы не можем до них дотянуться.

С этим связаны все реформы образования, которые начались в мире с 60-х годов. Это попытка таким образом дать человеку знания, чтобы он мог ими воспользоваться. Но очень быстро выяснилось, что впихивать информацию, допустим, школьникам, студентам можно только в ограниченном количестве. Проблема стала выглядеть тупиковой, несмотря на применение вычислительной техники. При существующих подходах в поиске и обработке знаний неизбежно возникает перебор. И он растет так быстро, что никакие в мире ЭВМ справиться с этим не могут.

Есть данные, допустим, по берлинским библиотекам. Там некоторые книги лежат столетиями, и больше половины из них не спрашиваются ни разу. Знания архивируются, потому что никто ими не пользуется. Но и утилизация знаний не годится по очень простой причине. Дело в том, что часть их в принципе не устаревает вообще. Достижения, скажем, Эвклида, Платона и т. д. уточняются и совершенствуются. А кто может поручиться, что остальные знания, в которых собран исторический опыт человека, никогда никому не пригодятся? Просто выкидывать их нельзя. Информация должна сохраняться, дополняться и уточняться.

Современные средства сохранения знаний достаточны по мощности, чтобы выполнять громадный объем работы. На это нам хватает техники. Но нам не хватает методов найти то, что надо при решении какой-то задачи. Даже не касаясь проблем спасения человечества. У существующих систем поиска информации довольно узкий спектр возможностей.

Тогда 10 лет назад в Нижегородском Японском центре проходил семинар, где выступал один из руководителей компании “Тойота”, чьи технологии поддерживаются и развиваются десятилетиями. Понятие “забывание” для современной экономики просто смертельно. Если компания забудет то, что делала вчера, то она потеряет конкурентоспособность и клиентуру. Японец привел ряд формул, показывая, что прибыль компании равна количеству персонала, умноженному на его профессиональный потенциал и мотивацию. Прибыль “Тойоты” из года в год росла, а значит и профессиональный потенциал сотрудников реализовывался в полной мере. То есть они получали и использовали все новые и новые знания.

Специалисты российских компаний могли бы преуспеть значительно больше, чем сегодня, если бы воспользовались новой системой доступа к знаниям, которая определяет новые возможности по принятию решений. На самом деле “переплюнуть” японцев не так уж и сложно. Новые подходы в работе со знаниями имеют абсолютно четкую коммерческую направленность и эффективность. Они позволят ускорить процесс нахождения правильных (а точнее сказать рациональных) решений не на 5—10 проц., а в разы, в некоторых случаях в десятки и сотни раз.

Тогда мы предлагали два варианта интеллектуальных систем (ИС) на основе технологии прямого наложения знаний (ТПНЗ) [2-13]. Для предприятий — это аналитическая система управления знаниями (АСУЗ) [6-13], а для индивидуального потребителя — интеллектуальная электронная книга в варианте — элинга [2-13]. Мы уже ТОГДА (10 лет назад) готовы были создавать во всяком случае экспериментальные варианты АСУЗ для нижегородских предприятий. Эта система позволит почти моментально вылавливать из моря знаний нужную «рыбку». Предприниматель ищет, допустим, клиента, чтобы продать какую-то вещь, и ему тут же выдается подходящее решение. Нужна технология? На его запрос почти мгновенно выдается именно то, что требуется. Резко подскакивают и скорость выдачи информации, и результативность принятого решения. Но для этого надо сначала создать базу знаний (БЗ). Ее нет пока в необходимой форме ни по одному направлению. На создание БЗ потребуется минимально 1,5—2 года. Теперь добавилась технология библиотеки аналитического накопления знаний (БАНЗ) в прямом смысле для замены библиотек или их развития в т.ч. для крупных российских и международных организаций.


В новом подходе применяется метод прямой интеграции знаний на основе их наложения (ТПНЗ) в элинге/АСУЗ/БАНЗ [2-13]. Это означает, что если одно и то же предложение текста в разных источниках знаний или вводимых документах содержит одно и то же формальное представление (в том числе с учетом синонимов) знания и понимается одинаковым образом экспертом-редактором (вводящим знание в БЗ), то оно вводится один раз с указанием всех идентификаторов, где эта формальная модель встречается. При этом практически исчезает дублирование знаний, столь мешающее специалистам-пользователям при их работе с текстовыми источниками и с рядом информационных и интеллектуальных систем, в том числе с интернетом.

Лучше всего подходят наши технологии в следующих направлениях. Например, специалисту нужно получить знания, как обрабатывать какую-то конкретную деталь. Он может воспользоваться известными автоматизированными системами технологической подготовки. Ну а если в детали есть некие особенности конструкции или материалов, не предусмотренные технологической системой, то ему придется искать решение самостоятельно. Вот тут и требуются АСУЗ или элинга. Пользователь задает вопрос системе, и она выдает цепочку ответов в виде блоков взаимосвязанного текста на основе разных принципов.

При этом создаются условия для возникновения у пользователя новых ассоциаций, которые ведут к ускоренному нахождению решений с высокой оригинальностью и эффективностью.

Применяемый в АСУЗ и элинге подход назван диалогово-ассоциативным поиском [2-13]. Каждый раз при подаче запроса сложно сказать, найдет ли пользователь необходимый ответ. Но зато можно уверенно утверждать, что он разберется в интересующем его предмете намного лучше и быстрее, чем при традиционных технологиях. При достаточной развитости новых инструментов не надо будет заглядывать в печатные книги, обращаться к другим специалистам, в другие отделы и организации. Процесс нахождения рационального решения сократится в десятки, сотни раз. Он станет значительно дешевле. В чем-то схожий подход предполагалось использовать и при решении задач с помощью ЭВМ пятого поколения. Но до появления и использования этих машин пока еще далеко.
Для технологии элинга/АСУЗ/БАНЗ применена новая модель знаний - молинга [2-13]. Она резко ускоряет моделирование знаний, упрощает получение связного текста ответа, предоставляет новые возможности для решения лингвистических проблем на стадии моделирования знаний. Ядром молинги является предложение, как правило, простое. А недавно выяснилось, что идея активно использовать предложения текста, были высказаны давно, в частности профессор Маккей в 1950 г.[14] высказал идею назвать предложение теста логоном и подсчитывать таким образом количество информации в логонах. Применительно к новому подходу — это может оцениваться в количестве молинг.

В книге канадца М. Маклюэна “Галактика Гутенберга” (как его в свое время называли, “пророк из Торонто”) рассказано о наступлении новой эры, которая связана со средствами массовой коммуникации — радио, телевидение, компьютер [15]. До этого была цивилизация печатной книги, которая служила носителем информации. Но что является новым носителем знаний? Им в компьютерную эру будет элинга — вариант интеллектуальной электронной книги. Она начнет давать человеку знания быстро и обширно. Новый вариант в наступившую эру коммуникаций, описанную Маклюэном, наверняка будет пользоваться масштабным спросом.

Американский ученый В. Винж [16] с начала 90-х годов стал говорить, что предстоит некая революция в технологиях, “технологическая сингулярность”, то есть исторически мгновенный скачок в совершенно разных направлениях. Но связано это будет именно с успехами направления “искусственный интеллект”. Сингулярного скачка до сих пор нет. Почему? Не исключаю, что инструмент наподобие элинги/АСУЗ/БАНЗ — новый носитель знаний и информации, заменяющий печатную книгу в новую эру массовых электронных коммуникаций, этот сингулярный скачок в развитии научно-технических возможностей человечества вполне может вызвать.
Интересен пример лингвиста проф. В. Чернявской. Почему, например, американцу Крику и соавторам дали Нобелевскую премию за открытие ДНК, причем за статью на одной журнальной странице? За 10 лет до него группа других американских ученых все это опубликовала, но их не заметили. Крик более точно указал термины и связал их с существующим уровнем. А его менее удачливые конкуренты не в том месте опубликовали свое открытие и не так его описали. Если элинга будет быстро выдавать результаты, то целый их ряд в технической области будет признан изобретениями. Вы за 5—10 минут можете стать изобретателем (если Вы конечно разбираетесь в проблематике), технология ТРИЗ в ряде случаев может оказаться гораздо более медленной и менее результативной. Ведь что такое изобретение? Это описание нового решения. А если вы новое решение получили, то смело подавайте заявку на авторские права.

Одна из последних массовых революций – это было начало массового применения ЭВМ. Поскольку я внедрял в свое время первую ЭВМ на своем заводе в 1972-74 гг., то помню тот шок, когда людям надо было от счет и арифмометров сразу переходит к “мощной“ (как тогда казалось) вычислительной технике.

Мир через 10 лет ТЕПЕРЬ БУДЕТ СОВСЕМ ИНЫМ, как бы Россия не казалась бы кому-то тихим “болотом“ станет тоже другой. Это у меня был прогноз 10 лет назад, но тогда казалось, что его подтолкнет проект компании ИБМ “Разумная планета“, но у них застряло [17].

Казалось бы все было хорошо, бизнес мог иметь многомиллиардные доходы (в любой валюте) за счет выпуска и продаж элинг по миру (проект был предложен публично еще в 2002 г.[2]), а АСУЗ [6-13]создавались в течение около 5 лет для конкретных крупных предприятий — ПРАКТИЧЕСКИ БЕСПЛАТНО с их выходом на мировой уровень управления и конкуренции. Некоторые одиночки интересующиеся были, но до ничего серьезного дело так и не дошло. Оказалось что никому миллиарды доходов не нужны. Ну если в России просто боятся риска длинного проекта в рамках коммуно-путинской системы, что немалое число людей из бизнеса мне говорило, то за рубежом сложнее. Теперь они просто боятся коммуно-путинской России и не хотят иметь с ней дело и просто не верят. Но дело не только в этом. Проект элинга/АСУЗ/БАНЗ не такой простой, надо, как минимум, ЗНАТЬ ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ, а они в конце концов были мною многие собраны и опубликованы в книге [8] и в других источниках, в частности,[10,11]. В результате незнание многих особенностей проекта сдерживает его применение, как в России, так и за рубежом. Особенность конкретной ситуации в том, что многие особенности здесь имеют крайне положительную роль для проекта и для всех, а интересующиеся и “эксперты“ (в т.ч. от потенциальных инвесторов и заказчиков) думают, что они играют отрицательную роль, вплоть до блокирования возможностей реализации проекта. И так уже почти 17 лет. Но “вода — камень точит“.

Для понимания - надо читать опубликованные материалы, книги, статьи, посещать конференции, где выступают разработчики. Но поскольку проделана в течение 17 лет очень большая работа, то многим интересующимся это делать ПРОСТО ЛЕНЬ. Теперь это основная проблема. Неожиданно в конце года у меня состоялась достаточно длительная дискуссия со специалистами, которые даже давно и меня знали, и они будто бы и поддерживали ранее, но в конце концов годами им было лень вникать в конкретные особенности проекта, а в результате устойчивая реакция непонимания и неподдержки. Но только один из них просто специалист, а другой руководитель передового предприятия. Только просто специалист, даже неверящий во все это, в свое время просто вынужден будет купить необходимую элингу и будет работать, как новое большинство на новом уровне работы со знаниями. А что будет с передовым предприятием? Оно в какой-то момент все равно вынуждено будет броситься создавать АСУЗ для своего предприятия, но время в несколько лет исходно будет потеряно и оно может быть проиграть конкурентное соревнование другим более шустрым компаниям, зарубежным — точно и может оказаться неожиданно разоренным, несмотря на прежние “успехи“ и даже наличие денег.

Но все равно за эти 10 лет хотя вначале и не находили заказчиков, мы силами студентов достаточно далеко продвинулись и по разным направлениям:
- создан достаточно эффективный прототип элинги/основа АСУЗ;
- создан полуавтоматический редактор знаний для новых моделей знаний молинг;
- создан вариант надстройки для решения конкретной задачи в рамках АСУЗ
- и многое другое.

Как раз вариант надстройки для решения конкретной задачи в рамках АСУЗ на нас разработчиков оказал шокирующее воздействие.

С самого начала было ясно [2,3], что элинга будет настраиваться на работу в конкретной предметной области. Но как все это будет все-таки выглядеть реально. И тут в этом году сложилась редкая ситуация. Для конкретного потребителя потребовался вариант интеллектуальной работы с небольшим текстом. Наша АСУЗ тут хорошо подходила, а БЗ оказалось небольшой, студенты смогли ее достаточно быстро промоделировать, мы подработали еще элингу под особенности задачи и сделали надстройку для конкретного варианта АСУЗ. И тут выяснилось дополнительно следующее, элинга позволяет в рамках надстройки реализовать почти любой вариант логического вывода, в т.ч. интеллектуального вывода, ведь предварительно почти полная разметка текста уже выполнена и все необходимые словари имеются. Кроме того сама надстройка неожиданно для нас приняла форму традиционной задачи, хотя можно было сообразить сразу и мы собственно к этому шли заранее.

Например, в конкретной задаче работа идет с таблицей. Так она (АСУЗ) и имеет внешнюю форму таблицы, но нажимая определенные немногочисленные кнопочки таблица начинает делать совершенно невероятные вещи с БЗ (которая совершенно не видна), выдавая результаты в таблицу. Это можно было делать и без элинги, но с элингой в основе все получаете быстрее, эффектней, интересней для пользователя и гораздо большими возможностями.

Кроме того в процессе работы на этом этапе выяснилось неожиданно что матрица инцидентности для БЗ из молинг в стандартном варианте соответствует матрице инцидентности для БЗ из семантических сетей. Но в семантических сетях существует сложная проблема, как найти подсеть, нужную для ответа пользователю, да еще необходимо подготовить связный текст ответа. Для БЗ из молинг все намного проще. А поскольку онтологии в большинстве случаев — частный случай семантических сетей, то и отпадает необходимость онтологий в большинстве случаев.

Достаточно давно выяснено, что создание БЗ в режиме ТПНЗ приводит к значительно более быстрому логический выводу на интегрированной БЗ, чем для БЗ для других ИС (исключая экспертные системы), основанных на иных способах создания [8, 18]. Это связано с тем, что в процессе ввода молинг при ТПНЗ в БЗ элинги/АСУЗ/БАНЗ, одинаковые знания вводятся один раз в виде молинги с указанием нового идентификатора. В результате объем БЗ будет значительно меньше суммы исходных текстов, причем, чем больше вводимых текстов, тем меньше приращение новых знаний. Причем речь о любом логическом выводе, который нужен потребителю, только БЗ должны быть из молинг и созданы в режиме ТПНЗ.

Ну и наконец-то просто нашелся один заинтересованный потребитель, который начал создавать АСУЗ для своей организации. И тут начинает работать “пример с Василием“, который я еще в нулевых годах приводил в Интернете (по просьбе оппонентов), как может развиваться процесс применения элинги/АСУЗ/БАНЗ [8, 10,11]. Тут важно показ эффективной работы у первых потребителей. Показ он ожидается крайне значительный — последующие как потребители, так и разработчики-производители — просто гонку устроят между собой кто дальше первый начнет их применять и кто первый их (новые варианты) предложит массовому потребителю. Тот кто раньше их произведет/разработает — имеет большие шансы выиграть у конкурентов в борьбе за многомиллиардные рынки сбыта в своих странах и на глобальном рынке. Те потребители, которые раньше используют высокоэффективные элинги/АСУЗ/БАНЗ, выиграют в глобальной конкуренции, как между, отдельными специалистами, предприятиями/организациями, так и странами.

Элинги пока никто не начал производить, а у нас нет денег для этого, БАНЗ тоже пока никто не начал создавать, а вот с АСУЗ “часы“ начали “тикать“. Слишком долго тянулось время — 17 лет, я уж начал терять веру, что это удастся сделать мне самому и в России. Уже давно думал, что все-таки за рубежом сообразят и начнут первыми. Нет, не сообразили и свободный доступ многих в мире к миллиардам долларов — не помог. На этом направлении опоздали. Но это временно, конечно постепенно нагонят и перегонят, у нас ведь все равно нет необходимых финансовых средств и инфраструктуры, чтобы конкурировать, по сути, почти со всеми в мире.
Но вот начать первыми в мире все-таки смогли. Теперь отсчитывайте пять лет (может быть и раньше) до начала массовой истерии в мире в гонке за массовым созданием/применением элинги/АСУЗ/БАНЗ. Естественно ни у кого в прогнозах в мире этого не было записано, кроме В.Винджа [16], ну и давно у меня, еще в 2002 г. [1-3, 7,8].

“Эра элинги“ все-таки начинается - и все-таки в России!

Всех с наступающим Новым 2020 годом! И с наступлением новой Эры в работе с информацией и знаниями для людей!

Литература

1. Цветков, В. “Эра Элинги“ //Нижегородский еженедельник Курс-Н, № 21, июнь 2009 г
[...]
2.Проект интеллектуальная электронная книга (элинга), 2002 г.
[...]
3.Бронфельд, Г.Б. Проект "Интеллектуальная электронная книга"//Сб.тезисов докладов "Всероссийской научно-технической конференции "Информационные системы и технологии ИСТ-2003", г.Н.Новгород, НГТУ, 2003, с.104.
4. Пат. на пол. модель, № 104348 РФ, МПК G06 N 5/00. Система для работы с интеллектуальной электронной книгой – элингой – носителем знаний / Бронфельд, Г.Б.; заявка 06.07.2010; опубл. 10.05.11, Бюл. №13
5. Пат.на изобретение № 2440610 РФ, МПК G06 N 5/00. Система для работы с интеллектуальной электронной книгой – элингой/ Бронфельд, Г.Б.;заявка 21.06.2010; опубл. 20.01.12. Бюл.№2.
6.Бронфельд, Г.Б. Прямое наложение знаний и “практически вечное“ сохранение знаний и информации / Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева № 4(101), 2013, с.173 – 182
7. Бронфельд, Г.Б. Основы искусственного интеллекта / Г.Б. Бронфельд; Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р.Е.Алексеева. – Н. Новгород, 2014. – 253 с.
8. Бронфельд, Г.Б. Прямое наложение знаний и его возможности. Анализ, методология, новая модель знаний, алгоритмы, возможности “невозможности“. - Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 236 с.
9. Бронфельд, Г.Б. Инженерные основы моделей знаний : учеб. пособие / Г.Б. Бронфельд. – Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е.Алексеева 2016. – 139 с.
10. Бронфельд, Г.Б. Технология “прямого наложения знаний“//Семинар в ННГУ им.Н.И. Лобачевскго, 2016
[...])/01.pdf
11. Бронфельд, Г.Б. Интеллектуальные системы на основе прямого наложения знаний - элинга, аналитическая система управления знаниями,
библиотека аналитического накопления знаний//Семинар в ННГУ им.Н.И.Лобачевскго, 2016
[...])/02.pdf
12. Bronfeld, G. The new technology of work with knowledge-based
elinga // Paper presented at 12th International Forum on Knowledge Asset Dynamics “Knowledge Management in the 21stCentury:Resilience, Creativity and Co-creation“, 7–9 June 2017 , St. Petersburg, Russia, pp. 851-863
13. Бронфельд, Г.Б., Киров, Д.И., Кондратьев, В.В. Прототип интеллектуальной электронной книги с использованием технологии прямого наложения знаний//Программные продукты и системы, №3 , 2019. - С.403-410.
14. MacKay, D. M. (1950) The nomenclature of information theory. In: Proceedings of the information theory symposium. Reprinted as Appendix of MacKay, D. M. Information, mechanism and meaning. MIT Press, 1969. 196 p.
15. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. – М.: Академический Проект Фонд “Мир“, 2005. – 496 с.
16.Виндж, В. Технологическая сингулярность, в 4 частях. – Компьютера, 2004, [...] ,
[...] , [...] , [...]
17. Программное обеспечение для разумной планеты// Инновации в технологиях и бизнесе, вып. 2, 2010, с.6-11,
[...]
18. Бронфельд, Г.Б. Возможности резкого ускорения логического вывода для интеллектуальных систем с базой знаний на основе технологии прямого наложения знаний //Системы управления и информационные технологии, №1(71), 2018. – С. 28-32
Вернуться к началу
 
 
sirius-2
  Re: Управление знаниями
СообщениеДобавлено: 31.12.19 12:40 

Зарегистрирован: 20.08.03 17:35
Сообщения: 451
Откуда: Н.Новгород
«Эра элинги» все-таки начинается - и все-таки в России

10 лет назад я дал интервью «Эра Элинги» нижегородскому журналисту В.Цветкову для Нижегородского еженедельника Курс-Н [1].
Есть проблема сродни глобальному потеплению Земли и уж, конечно, финансовым кризисам, которые происходят из-за переизбытка, допустим, товаров или долгов. В данном случае речь идет о переизбытке знаний, которыми мы не умеем управлять. А неуправляемые процессы такого рода могут послужить катализатором глобальных катастроф.

Во весь голос о проблеме управления знаниями начали говорить несколько десятилетий назад. Был веский повод забить тревогу. Объем поступающей информации увеличивается из года в год. И в этих гигантских объемах информации человечество стало захлебываться. Попробуй отыскать в пучине информации то, что тебе нужно. Процесс этот давно уже получил название — сатурация (перенасыщение знаниями). Как объект изучения сатурацию смело можно поместить в графу катастроф и аномальных явлений. И возникает вопрос: зачем продолжать какие-то исследования, если мы не в состоянии использовать или даже отыскать уже добытые знания, испытывая информационный голод среди изобилия информации.

Тупик мощнейший. Чтобы выбраться из него, тратятся громадные средства, но результат или минимальный, или даже отрицательный. Процесс “затоваривания” знаниями идет экспоненциально, объем информации/знаний продолжает угрожающе нарастать. Уже в 60—70-е годы ученые пришли к выводу: если знания будут прибывать теми же темпами, то к 2020 году все будут заниматься только обработкой информации.

Выходит, что мы не знаем то, что знаем. И это одна из причин всевозможных кризисных явлений совершенно в разных направлениях, в том числе и в экономике. Мы с ними не можем справиться, потому что не в состоянии воспользоваться уже добытыми знаниями. Это одна из тех проблем, которые топят человечество изначально. Возьмем проблему потепления Земли. Чтобы решать ее, требуется обработка гигантского количества информации и знаний, в том числе и тех, которые уже добыты. Но мы не можем до них дотянуться.

С этим связаны все реформы образования, которые начались в мире с 60-х годов. Это попытка таким образом дать человеку знания, чтобы он мог ими воспользоваться. Но очень быстро выяснилось, что впихивать информацию, допустим, школьникам, студентам можно только в ограниченном количестве. Проблема стала выглядеть тупиковой, несмотря на применение вычислительной техники. При существующих подходах в поиске и обработке знаний неизбежно возникает перебор. И он растет так быстро, что никакие в мире ЭВМ справиться с этим не могут.

Есть данные, допустим, по берлинским библиотекам. Там некоторые книги лежат столетиями, и больше половины из них не спрашиваются ни разу. Знания архивируются, потому что никто ими не пользуется. Но и утилизация знаний не годится по очень простой причине. Дело в том, что часть их в принципе не устаревает вообще. Достижения, скажем, Эвклида, Платона и т. д. уточняются и совершенствуются. А кто может поручиться, что остальные знания, в которых собран исторический опыт человека, никогда никому не пригодятся? Просто выкидывать их нельзя. Информация должна сохраняться, дополняться и уточняться.

Современные средства сохранения знаний достаточны по мощности, чтобы выполнять громадный объем работы. На это нам хватает техники. Но нам не хватает методов найти то, что надо при решении какой-то задачи. Даже не касаясь проблем спасения человечества. У существующих систем поиска информации довольно узкий спектр возможностей.

Тогда 10 лет назад в Нижегородском Японском центре проходил семинар, где выступал один из руководителей компании “Тойота”, чьи технологии поддерживаются и развиваются десятилетиями. Понятие “забывание” для современной экономики просто смертельно. Если компания забудет то, что делала вчера, то она потеряет конкурентоспособность и клиентуру. Японец привел ряд формул, показывая, что прибыль компании равна количеству персонала, умноженному на его профессиональный потенциал и мотивацию. Прибыль “Тойоты” из года в год росла, а значит и профессиональный потенциал сотрудников реализовывался в полной мере. То есть они получали и использовали все новые и новые знания.

Специалисты российских компаний могли бы преуспеть значительно больше, чем сегодня, если бы воспользовались новой системой доступа к знаниям, которая определяет новые возможности по принятию решений. На самом деле “переплюнуть” японцев не так уж и сложно. Новые подходы в работе со знаниями имеют абсолютно четкую коммерческую направленность и эффективность. Они позволят ускорить процесс нахождения правильных (а точнее сказать рациональных) решений не на 5—10 проц., а в разы, в некоторых случаях в десятки и сотни раз.

Тогда мы предлагали два варианта интеллектуальных систем (ИС) на основе технологии прямого наложения знаний (ТПНЗ) [2-13]. Для предприятий — это аналитическая система управления знаниями (АСУЗ) [6-13], а для индивидуального потребителя — интеллектуальная электронная книга в варианте — элинга [2-13]. Мы уже ТОГДА (10 лет назад) готовы были создавать во всяком случае экспериментальные варианты АСУЗ для нижегородских предприятий. Эта система позволит почти моментально вылавливать из моря знаний нужную «рыбку». Предприниматель ищет, допустим, клиента, чтобы продать какую-то вещь, и ему тут же выдается подходящее решение. Нужна технология? На его запрос почти мгновенно выдается именно то, что требуется. Резко подскакивают и скорость выдачи информации, и результативность принятого решения. Но для этого надо сначала создать базу знаний (БЗ). Ее нет пока в необходимой форме ни по одному направлению. На создание БЗ потребуется минимально 1,5—2 года. Теперь добавилась технология библиотеки аналитического накопления знаний (БАНЗ) в прямом смысле для замены библиотек или их развития в т.ч. для крупных российских и международных организаций.


В новом подходе применяется метод прямой интеграции знаний на основе их наложения (ТПНЗ) в элинге/АСУЗ/БАНЗ [2-13]. Это означает, что если одно и то же предложение текста в разных источниках знаний или вводимых документах содержит одно и то же формальное представление (в том числе с учетом синонимов) знания и понимается одинаковым образом экспертом-редактором (вводящим знание в БЗ), то оно вводится один раз с указанием всех идентификаторов, где эта формальная модель встречается. При этом практически исчезает дублирование знаний, столь мешающее специалистам-пользователям при их работе с текстовыми источниками и с рядом информационных и интеллектуальных систем, в том числе с интернетом.

Лучше всего подходят наши технологии в следующих направлениях. Например, специалисту нужно получить знания, как обрабатывать какую-то конкретную деталь. Он может воспользоваться известными автоматизированными системами технологической подготовки. Ну а если в детали есть некие особенности конструкции или материалов, не предусмотренные технологической системой, то ему придется искать решение самостоятельно. Вот тут и требуются АСУЗ или элинга. Пользователь задает вопрос системе, и она выдает цепочку ответов в виде блоков взаимосвязанного текста на основе разных принципов.

При этом создаются условия для возникновения у пользователя новых ассоциаций, которые ведут к ускоренному нахождению решений с высокой оригинальностью и эффективностью.

Применяемый в АСУЗ и элинге подход назван диалогово-ассоциативным поиском [2-13]. Каждый раз при подаче запроса сложно сказать, найдет ли пользователь необходимый ответ. Но зато можно уверенно утверждать, что он разберется в интересующем его предмете намного лучше и быстрее, чем при традиционных технологиях. При достаточной развитости новых инструментов не надо будет заглядывать в печатные книги, обращаться к другим специалистам, в другие отделы и организации. Процесс нахождения рационального решения сократится в десятки, сотни раз. Он станет значительно дешевле. В чем-то схожий подход предполагалось использовать и при решении задач с помощью ЭВМ пятого поколения. Но до появления и использования этих машин пока еще далеко.
Для технологии элинга/АСУЗ/БАНЗ применена новая модель знаний - молинга [2-13]. Она резко ускоряет моделирование знаний, упрощает получение связного текста ответа, предоставляет новые возможности для решения лингвистических проблем на стадии моделирования знаний. Ядром молинги является предложение, как правило, простое. А недавно выяснилось, что идея активно использовать предложения текста, были высказаны давно, в частности профессор Маккей в 1950 г.[14] высказал идею назвать предложение теста логоном и подсчитывать таким образом количество информации в логонах. Применительно к новому подходу — это может оцениваться в количестве молинг.

В книге канадца М. Маклюэна “Галактика Гутенберга” (как его в свое время называли, “пророк из Торонто”) рассказано о наступлении новой эры, которая связана со средствами массовой коммуникации — радио, телевидение, компьютер [15]. До этого была цивилизация печатной книги, которая служила носителем информации. Но что является новым носителем знаний? Им в компьютерную эру будет элинга — вариант интеллектуальной электронной книги. Она начнет давать человеку знания быстро и обширно. Новый вариант в наступившую эру коммуникаций, описанную Маклюэном, наверняка будет пользоваться масштабным спросом.

Американский ученый В. Винж [16] с начала 90-х годов стал говорить, что предстоит некая революция в технологиях, “технологическая сингулярность”, то есть исторически мгновенный скачок в совершенно разных направлениях. Но связано это будет именно с успехами направления “искусственный интеллект”. Сингулярного скачка до сих пор нет. Почему? Не исключаю, что инструмент наподобие элинги/АСУЗ/БАНЗ — новый носитель знаний и информации, заменяющий печатную книгу в новую эру массовых электронных коммуникаций, этот сингулярный скачок в развитии научно-технических возможностей человечества вполне может вызвать.
Интересен пример лингвиста проф. В. Чернявской. Почему, например, американцу Крику и соавторам дали Нобелевскую премию за открытие ДНК, причем за статью на одной журнальной странице? За 10 лет до него группа других американских ученых все это опубликовала, но их не заметили. Крик более точно указал термины и связал их с существующим уровнем. А его менее удачливые конкуренты не в том месте опубликовали свое открытие и не так его описали. Если элинга будет быстро выдавать результаты, то целый их ряд в технической области будет признан изобретениями. Вы за 5—10 минут можете стать изобретателем (если Вы конечно разбираетесь в проблематике), технология ТРИЗ в ряде случаев может оказаться гораздо более медленной и менее результативной. Ведь что такое изобретение? Это описание нового решения. А если вы новое решение получили, то смело подавайте заявку на авторские права.

Одна из последних массовых революций – это было начало массового применения ЭВМ. Поскольку я внедрял в свое время первую ЭВМ на своем заводе в 1972-74 гг., то помню тот шок, когда людям надо было от счет и арифмометров сразу переходит к “мощной“ (как тогда казалось) вычислительной технике.

Мир через 10 лет ТЕПЕРЬ БУДЕТ СОВСЕМ ИНЫМ, как бы Россия не казалась бы кому-то тихим “болотом“ станет тоже другой. Это у меня был прогноз 10 лет назад, но тогда казалось, что его подтолкнет проект компании ИБМ “Разумная планета“, но у них застряло [17].

Казалось бы все было хорошо, бизнес мог иметь многомиллиардные доходы (в любой валюте) за счет выпуска и продаж элинг по миру (проект был предложен публично еще в 2002 г.[2]), а АСУЗ [6-13]создавались в течение около 5 лет для конкретных крупных предприятий — ПРАКТИЧЕСКИ БЕСПЛАТНО с их выходом на мировой уровень управления и конкуренции. Некоторые одиночки интересующиеся были, но до ничего серьезного дело так и не дошло. Оказалось что никому миллиарды доходов не нужны. Ну если в России просто боятся риска длинного проекта в рамках коммуно-путинской системы, что немалое число людей из бизнеса мне говорило, то за рубежом сложнее. Теперь они просто боятся коммуно-путинской России и не хотят иметь с ней дело и просто не верят. Но дело не только в этом. Проект элинга/АСУЗ/БАНЗ не такой простой, надо, как минимум, ЗНАТЬ ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ, а они в конце концов были мною многие собраны и опубликованы в книге [8] и в других источниках, в частности,[10,11]. В результате незнание многих особенностей проекта сдерживает его применение, как в России, так и за рубежом. Особенность конкретной ситуации в том, что многие особенности здесь имеют крайне положительную роль для проекта и для всех, а интересующиеся и “эксперты“ (в т.ч. от потенциальных инвесторов и заказчиков) думают, что они играют отрицательную роль, вплоть до блокирования возможностей реализации проекта. И так уже почти 17 лет. Но “вода — камень точит“.

Для понимания - надо читать опубликованные материалы, книги, статьи, посещать конференции, где выступают разработчики. Но поскольку проделана в течение 17 лет очень большая работа, то многим интересующимся это делать ПРОСТО ЛЕНЬ. Теперь это основная проблема. Неожиданно в конце года у меня состоялась достаточно длительная дискуссия со специалистами, которые даже давно и меня знали, и они будто бы и поддерживали ранее, но в конце концов годами им было лень вникать в конкретные особенности проекта, а в результате устойчивая реакция непонимания и неподдержки. Но только один из них просто специалист, а другой руководитель передового предприятия. Только просто специалист, даже неверящий во все это, в свое время просто вынужден будет купить необходимую элингу и будет работать, как новое большинство на новом уровне работы со знаниями. А что будет с передовым предприятием? Оно в какой-то момент все равно вынуждено будет броситься создавать АСУЗ для своего предприятия, но время в несколько лет исходно будет потеряно и оно может быть проиграть конкурентное соревнование другим более шустрым компаниям, зарубежным — точно и может оказаться неожиданно разоренным, несмотря на прежние “успехи“ и даже наличие денег.

Но все равно за эти 10 лет хотя вначале и не находили заказчиков, мы силами студентов достаточно далеко продвинулись и по разным направлениям:
- создан достаточно эффективный прототип элинги/основа АСУЗ;
- создан полуавтоматический редактор знаний для новых моделей знаний молинг;
- создан вариант надстройки для решения конкретной задачи в рамках АСУЗ
- и многое другое.

Как раз вариант надстройки для решения конкретной задачи в рамках АСУЗ на нас разработчиков оказал шокирующее воздействие.

С самого начала было ясно [2,3], что элинга будет настраиваться на работу в конкретной предметной области. Но как все это будет все-таки выглядеть реально. И тут в этом году сложилась редкая ситуация. Для конкретного потребителя потребовался вариант интеллектуальной работы с небольшим текстом. Наша АСУЗ тут хорошо подходила, а БЗ оказалось небольшой, студенты смогли ее достаточно быстро промоделировать, мы подработали еще элингу под особенности задачи и сделали надстройку для конкретного варианта АСУЗ. И тут выяснилось дополнительно следующее, элинга позволяет в рамках надстройки реализовать почти любой вариант логического вывода, в т.ч. интеллектуального вывода, ведь предварительно почти полная разметка текста уже выполнена и все необходимые словари имеются. Кроме того сама надстройка неожиданно для нас приняла форму традиционной задачи, хотя можно было сообразить сразу и мы собственно к этому шли заранее.

Например, в конкретной задаче работа идет с таблицей. Так она (АСУЗ) и имеет внешнюю форму таблицы, но нажимая определенные немногочисленные кнопочки таблица начинает делать совершенно невероятные вещи с БЗ (которая совершенно не видна), выдавая результаты в таблицу. Это можно было делать и без элинги, но с элингой в основе все получаете быстрее, эффектней, интересней для пользователя и гораздо большими возможностями.

Кроме того в процессе работы на этом этапе выяснилось неожиданно что матрица инцидентности для БЗ из молинг в стандартном варианте соответствует матрице инцидентности для БЗ из семантических сетей. Но в семантических сетях существует сложная проблема, как найти подсеть, нужную для ответа пользователю, да еще необходимо подготовить связный текст ответа. Для БЗ из молинг все намного проще. А поскольку онтологии в большинстве случаев — частный случай семантических сетей, то и отпадает необходимость онтологий в большинстве случаев.

Достаточно давно выяснено, что создание БЗ в режиме ТПНЗ приводит к значительно более быстрому логический выводу на интегрированной БЗ, чем для БЗ для других ИС (исключая экспертные системы), основанных на иных способах создания [8, 18]. Это связано с тем, что в процессе ввода молинг при ТПНЗ в БЗ элинги/АСУЗ/БАНЗ, одинаковые знания вводятся один раз в виде молинги с указанием нового идентификатора. В результате объем БЗ будет значительно меньше суммы исходных текстов, причем, чем больше вводимых текстов, тем меньше приращение новых знаний. Причем речь о любом логическом выводе, который нужен потребителю, только БЗ должны быть из молинг и созданы в режиме ТПНЗ.

Ну и наконец-то просто нашелся один заинтересованный потребитель, который начал создавать АСУЗ для своей организации. И тут начинает работать “пример с Василием“, который я еще в нулевых годах приводил в Интернете (по просьбе оппонентов), как может развиваться процесс применения элинги/АСУЗ/БАНЗ [8, 10,11]. Тут важно показ эффективной работы у первых потребителей. Показ он ожидается крайне значительный — последующие как потребители, так и разработчики-производители — просто гонку устроят между собой кто дальше первый начнет их применять и кто первый их (новые варианты) предложит массовому потребителю. Тот кто раньше их произведет/разработает — имеет большие шансы выиграть у конкурентов в борьбе за многомиллиардные рынки сбыта в своих странах и на глобальном рынке. Те потребители, которые раньше используют высокоэффективные элинги/АСУЗ/БАНЗ, выиграют в глобальной конкуренции, как между, отдельными специалистами, предприятиями/организациями, так и странами.

Элинги пока никто не начал производить, а у нас нет денег для этого, БАНЗ тоже пока никто не начал создавать, а вот с АСУЗ “часы“ начали “тикать“. Слишком долго тянулось время — 17 лет, я уж начал терять веру, что это удастся сделать мне самому и в России. Уже давно думал, что все-таки за рубежом сообразят и начнут первыми. Нет, не сообразили и свободный доступ многих в мире к миллиардам долларов — не помог. На этом направлении опоздали. Но это временно, конечно постепенно нагонят и перегонят, у нас ведь все равно нет необходимых финансовых средств и инфраструктуры, чтобы конкурировать, по сути, почти со всеми в мире.
Но вот начать первыми в мире все-таки смогли. Теперь отсчитывайте пять лет (может быть и раньше) до начала массовой истерии в мире в гонке за массовым созданием/применением элинги/АСУЗ/БАНЗ. Естественно ни у кого в прогнозах в мире этого не было записано, кроме В.Винджа [16], ну и давно у меня, еще в 2002 г. [1-3, 7,8].

“Эра элинги“ все-таки начинается - и все-таки в России!

Всех с наступающим Новым 2020 годом! И с наступлением новой Эры в работе с информацией и знаниями для людей!

Литература

1. Цветков, В. “Эра Элинги“ //Нижегородский еженедельник Курс-Н, № 21, июнь 2009 г
[...]
2.Проект интеллектуальная электронная книга (элинга), 2002 г.
[...]
3.Бронфельд, Г.Б. Проект "Интеллектуальная электронная книга"//Сб.тезисов докладов "Всероссийской научно-технической конференции "Информационные системы и технологии ИСТ-2003", г.Н.Новгород, НГТУ, 2003, с.104.
4. Пат. на пол. модель, № 104348 РФ, МПК G06 N 5/00. Система для работы с интеллектуальной электронной книгой – элингой – носителем знаний / Бронфельд, Г.Б.; заявка 06.07.2010; опубл. 10.05.11, Бюл. №13
5. Пат.на изобретение № 2440610 РФ, МПК G06 N 5/00. Система для работы с интеллектуальной электронной книгой – элингой/ Бронфельд, Г.Б.;заявка 21.06.2010; опубл. 20.01.12. Бюл.№2.
6.Бронфельд, Г.Б. Прямое наложение знаний и “практически вечное“ сохранение знаний и информации / Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева № 4(101), 2013, с.173 – 182
7. Бронфельд, Г.Б. Основы искусственного интеллекта / Г.Б. Бронфельд; Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р.Е.Алексеева. – Н. Новгород, 2014. – 253 с.
8. Бронфельд, Г.Б. Прямое наложение знаний и его возможности. Анализ, методология, новая модель знаний, алгоритмы, возможности “невозможности“. - Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. – 236 с.
9. Бронфельд, Г.Б. Инженерные основы моделей знаний : учеб. пособие / Г.Б. Бронфельд. – Н. Новгород: НГТУ им. Р.Е.Алексеева 2016. – 139 с.
10. Бронфельд, Г.Б. Технология “прямого наложения знаний“//Семинар в ННГУ им.Н.И. Лобачевскго, 2016
[...])/01.pdf
11. Бронфельд, Г.Б. Интеллектуальные системы на основе прямого наложения знаний - элинга, аналитическая система управления знаниями,
библиотека аналитического накопления знаний//Семинар в ННГУ им.Н.И.Лобачевскго, 2016
[...])/02.pdf
12. Bronfeld, G. The new technology of work with knowledge-based
elinga // Paper presented at 12th International Forum on Knowledge Asset Dynamics “Knowledge Management in the 21stCentury:Resilience, Creativity and Co-creation“, 7–9 June 2017 , St. Petersburg, Russia, pp. 851-863
13. Бронфельд, Г.Б., Киров, Д.И., Кондратьев, В.В. Прототип интеллектуальной электронной книги с использованием технологии прямого наложения знаний//Программные продукты и системы, №3 , 2019. - С.403-410.
14. MacKay, D. M. (1950) The nomenclature of information theory. In: Proceedings of the information theory symposium. Reprinted as Appendix of MacKay, D. M. Information, mechanism and meaning. MIT Press, 1969. 196 p.
15. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. – М.: Академический Проект Фонд “Мир“, 2005. – 496 с.
16.Виндж, В. Технологическая сингулярность, в 4 частях. – Компьютера, 2004, [...] ,
[...] , [...] , [...]
17. Программное обеспечение для разумной планеты// Инновации в технологиях и бизнесе, вып. 2, 2010, с.6-11,
[...]
18. Бронфельд, Г.Б. Возможности резкого ускорения логического вывода для интеллектуальных систем с базой знаний на основе технологии прямого наложения знаний //Системы управления и информационные технологии, №1(71), 2018. – С. 28-32
Вернуться к началу
 
 
sirius-2
  Re: Управление знаниями
СообщениеДобавлено: 10.01.21 14:23 

Зарегистрирован: 20.08.03 17:35
Сообщения: 451
Откуда: Н.Новгород
2020 год. Мои итоги

Жизнь у каждого человека развивается от рождения до смерти совершенно индивидуально, конечно пересекаясь с жизнью и событиями в стране и семьи/окружения каждого конкретного человека, но тем не менее индивидуально.

1. В период длительной пандемии самое главное, что мы с Вами (читателями) к концу года еще живы, хотя потери людей весьма серьезны. «Стучу по столу». Ковидом пока не переболел, но с болячками в связи с этой ситуацией по врачам все равно пришлось побегать. Пока обошлось.

2. В этом году неожиданно выиграл грант РФФИ для своего аспиранта.
У меня по жизни сложилось, что никогда до этого от государства на свои научные исследования или изобретения (или за это – премии, награды) денег практически никогда не получал. Это не было ни в Нелидовском заводе пластмасс в начале 70-х годов, когда сделал лучшую АСУТП в подотрасли пластмасс СССР (тут получил свою единственную награду в жизни – бронзовую медаль ВДНХ), сделал свое первое изобретение, спасшее тогда судьбы и карьеры очень многих, разработал свой уникальный математический метод для решения многокритериальных задач нелинейной векторной оптимизации – МНШ (он мог за 45 лет серьезно видоизменить лицо мира и России к лучшему, но это все так и остается делом будущего (а ведь всего-то на него требуется 2-3 программиста для начала – но у меня и до сих пор на это денег нет)). Потом в НИИУавтопроме (головной НИИ по ИТ-технологиям в автомобилестроении в советский период) 14 лет проработал – разработал комплекс адаптивных алгоритмов, который мог бы создать лучшие в мире двигатели, и частично автомобили (это все в СССР) - не случилось, хотя диссертацию удалось защитить. Потом столем изобрел – комбинированное устройство ПЭВМ- письменный стол. Тоже ничего, хотя потом его в 90-е годы для упрощенного вариант сам наладил производство и он постепенно совершил революцию в компьютерной мебели в мире. И лишь в конце 80-х годов получил 2000 рублей на оплату труда двух своих студентов-практикантов –программистов, которые помогли мне разработать два прототипа экспертных систем (ЭС).
Одна из них стала в СССР в 1990 г. первой ЭС по борьбе с компьютерными вирусами и самой лучшей в этой сфере на несколько месяцев. А вторая подтолкнула меня через 12 лет к идее создания новой технологии работы со знаниями интеллектуальной электронной книги – элинги. И еще, наконец, через 18 лет государство хоть какие-то деньги выделило, и не на меня, но мне все равно поможет в 70 лет. Лучше поздно, чем никогда.
Кроме единственного периода, когда я сам себя серьезно финансировал из средств своего частного предприятия в 90-е годы. Это было одной из причин, почему я на вершине своих творческих успехов (в 90-е годы) в 1999 г. разорился и остался совсем без денег к началу нулевых годов. Именно тогда начинался коммуно-путинский период. О чем конечно я не предполагал, и совершенно не подготовился к этому периоду, хотя мог. Но кто ж заранее сообщает о контрреволюциях/революциях?
А потом 20 лет коммуно-путинского периода, ни одного рубля по госфинансированию и почти ни одного коммерческого заказа (в бурные 90-е я выполнил не менее 1000 коммерческих заказов, в основном, по ИТ-технологиям, совершенно разных). Хотя в этот период (коммуно-путинский) я оказался на пике своих творческих возможностей, как разработчик, и разработал целую серию новых прорывных технологий в разных направлениях, чего от себя для своего возраста сам абсолютно не ожидал.

3. В сентябре 2020 г. удалось в период небольшого просвета в пандемии достойно провести 70-летний юбилей. Коллеги приятно удивили меня оценками моей деятельности.

4. 11 сентября состоялось выступление моего аспиранта в Италии (г.Матера (университет)) с докладом Bronfeld G.B., Kirov D.I., Kondratyev V. V. «Transformation of the relationship of concepts of information and knowledge based on a four-level structural model of knowledge» на крупном Европейском Международном Форуме по управлению знаниями - IFKAD 2020. Ранее я на нем уже выступал в г. С.-Петербурге в 2017 г. со своей элингой.
Встретили хорошо, хотя могли бы и разгромить. Дело в том, что ситуация в этой сфере в течение 70 лет зашла так далеко, что начался погром философии и основ многих других научно-технических направлений. Ну философию уже защитить невозможно, ей придется постепенно как-то преобразовываться, а вот атаки на другие научно-технические направления, на наш взгляд, удается отбить на основе использования четырехуровневой структуры знаний, ее математического обоснования (нами сформулированного) и развития. А также создания неких общих теоретических основ с рядом других теорий и подходов, именно на базе математических методов .
Новый подход я развиваю с 2011 г., сделано немало публикаций в специализированных научных журналах и выступлений на научно-технических конференциях – 2011, 2012, 2014,2016,2017,2019, 2020 гг.
По определению Т.Куна это можно назвать новой научно-технической революцией в мире, которая вряд ли продлится менее чем 50 лет, пока большинство в мире не начнет правильно это трактовать, использовать и развивать.

5. В течение около трех месяцев (сентябрь-декабрь) проходил дистанционное обучение на программе повышения квалификации «Искусственный интеллект» в Высшей школе менеджмента СПбГУ под руководством Академического директора программы д.т.н., проф., Т.А. Гавриловой.
Программа завершилась защитой итогового аттестационного проекта.
По программе проходили обучение около 50 высококвалифицированных специалистов со всей России (и не только), в основном, кандидаты и доктора наук.
Лекции чередовались с вебинарами, которые проводили другие ведущие специалисты России, а также мира, в частности, компаний IBM, Google, Facebook.

6. Последние несколько лет мы упорно делали базу знаний (БЗ) из молинг (моделей знаний для элинг) силами студентов в рамках учебного процесса на основе технологии прямого наложения знаний (ТПНЗ) – основного подхода при создании БЗ для элинг.
И вот в конце года мы решились провести сравнительный эксперимент по возможностям решения задач человеком (студентами) с использованием исходного источника и с применением элинги с БЗ по этому источнику.
Пока с одним источником (насколько пока смогли), если бы их было несколько (элинги могут использовать БЗ со многими источниками, в этом и весь смысл ТПНЗ) - то человек заведомо бы проигрывал. Но без этого заходят в тупик все остальные интеллектуальные и информационные системы, естественно в т.ч. Интернет.
Замеряли время ответа и качество решения (в сравнении с источником) для каждого, кто участвовал в ответах.

Пока лишь краткие выводы (подробнее будет опубликовано в статьях):

6.1. Главный –элинга работает и даже в режиме исследовательского прототипа, и выполняет свои функции, как собственно и было заявлено 18 лет назад. Но недостижимые (в комплексе) до сих пор ни одной интеллектуальной или информационной системе в мире

6.2. Среднее время ответов приблизительно одинаковы - 15 мин+/- 10 мин.

6.3. Качество ответов через элингу было намного выше, чем при стандартном поиске ответов. Некоторые группы все ответили на отлично. Удивительно, что не было ни одного ошибочного ответа при применении элинги. Тогда как при стандартном поиске ответов несколько студентов ошиблись серьезно с ответами.

6.4. На удивление, не было ни отказа программного обеспечения прототипа элинги при работе с неподготовленным пользователем.

6.5. Конечно, были специалисты, которые и 18 лет назад мне поверили, но их было очень немного. Зато полностью опозорились, даже не десятки, а сотни тысяч специалистов в России и мире, причем и ведущих гигантов в ИТ-технологиях. Уже в первой дискуссии в 2002 г. участвовали специалисты из США. Не помогли им ни десятки, а то и сотни тысяч программистов в их распоряжении, ни иногда миллиарды долларов, даже в год, вложений в направление ИИ. Ведь давно могли бы проверить, вначале идеи и подходы на предмет реализации, потом патенты, потом методики и программы.

6.6. Ведь писал же 18 лет назад - «Решение проблемы ликвидации разрыва между ограниченными возможностями по обучению человека и все возрастающим объемом накопленных знаний» .
В общем, можно буквально скачкообразно обеспечить повышение качества реального высшего образования выпускников, как один из первых шагов. Даже конкретные преподаватели могут готовить для студентов элинги - со своей небольшой БЗ по своему предмету для студентов. Они у них начинают стабильно учиться на 4 и 5. Эти элинги преподаватель полностью передает для использования студенту для возможности обучения по другим предметам. И дальше он с этой элингой выходит из университета в большую жизнь. Знания у него от этого не ухудшаются. Потом постепенно БЗ знаний он и сам может дополнять годами и десятилетиями без особых проблем. БЗ на основе молинг от разных производителей в исходном виде достаточно легко стыкуются.

6.7. Это пока крупные предприятия не начнут создавать почти бесплатно аналитические системы управления знаниями (АСУЗ) у себя. И пока не найдутся массовые производители элинг, которые захотят зарабатывать на этом сотни миллионов и миллиарды долларов в год. Об этом сразу речь шла в 2002 г. Не поверили, поэтому пришлось самому и без денег демонстрировать возможности создания элинг в течение 18 лет.

7. Как я обычно говорю студентам – испытания для человека жизнью нарастают где-то до 45-50 лет. Дальше, если человек их выдерживает, он и остальное выдержит.
Так что – жизнь продолжается. «Дорогу осилит идущий».
Вернуться к началу
 
 
sirius-2
  Re: Управление знаниями
СообщениеДобавлено: 29.01.21 23:00 

Зарегистрирован: 20.08.03 17:35
Сообщения: 451
Откуда: Н.Новгород
Напечатана моя четвертая книга Бронфельд, Г.Б. , Ломакин, Д.В. Информация и знания. Современный подход: учеб. пособие. – Н.Новгород: НГТУ им.Р.Е.Алексеева, 2020. - 190 с.

В книге изложен и развит новый подход к взаимосвязи понятие «информация» и «знание». Я его ранее представил и сформулировал в немалом числе публикаций в специализированных научных журналах и выступлениях на научно-технических конференциях (в России и за рубежом) – 2011, 2012, 2014,2016,2017,2019, 2020 гг. В книге также изложен кратко подход К.Шеннона и его используемые возможности к информации и ее передаче, как стыкуемые с новым подходом.
Приведу заключение из книги

«Проблематика информации и знаний является одной из основ не только научно-технического развития человечества и но и просто текущей политической, экономической и даже бытовой жизни людей. Может быть тысячи лет назад это было не так, но в XXI веке в эру массовых коммуникаций (по Маклюэну) это уже стало не просто предпосылками нормальной жизни людей, а просто условиями их выживания. Что очень наглядно продемонстрировала пандемия коронавируса, которая охватила в 2020 г. весь мир. В предыдущих главах относительно подробно рассмотрена ситуация, связанная с формальными определениями информации и знаний, их взаимосвязи на текущий момент, возможности новых решений в этой области и кратно ряд технологий, в первую очередь, интеллектуальных, на основе которых человечество может функционировать и развиваться дальше.
На наш взгляд, можно констатировать:

1. Существует в мире очень непростая ситуация вокруг проблематики информации и знаний в связи:
– с непрерывным и быстрым ростом объема поступающей и обрабатываемой информации;
– острейшей ситуации с сатурацией (перенасыщением знаниями), сложившейся уже в течение столетий, но ставшей особенно тяжелой и нарастающей сложности в последние 60 лет;
– новыми нарастающими проблемами в связи с необходимостью сохранения цифрового наследия.

2. Существуют и другие важные и сопровождающие эту ситуацию проблемы:
– нарастающий уже в течение 70 лет хаос в понятиях «информация», «знание» и их взаимосвязи в науке, технике, образовании;
– нарастающая важность интеллектуального капитала для предприятий и организаций;
– расширение требований к менеджменту знаний на предприятиях и организациях;
– имеются проблемы с восприятием знаний в разных культурах;
– нарастание проблем в образовании в связи с необходимостью поспеть за возрастающим объемом знаний и информации.

3. В связи с хаосом в понятиях «информация», «знание» и их взаимосвязи в науке, технике, образовании:
– существует возможность этот тяжелый 70-летний процесс, началу которого фактически не существует рационального объяснения, завершить;
– существует атрибутивная точка зрения на проблематику «информации», которую имеет смысл развивать;
– существует развивающийся философский взгляд, в т.ч. в рамках «философии информации», который имеет право на развитие, как минимум, пока неясна ситуация с атрибутивной точкой зрения;
– структурный подход (четырехуровневый) на знания меняет ситуацию со взглядами на проблематику информации, тем более с учетом новой попытки математической трактовки четырехуровневой структуры знаний. Многое упрощается: что-то стыкуется между собой, что-то становится иным вербальным изложением того же самого, часть как ложные или ошибочные трактовки отпадает. Тем более, что странным образом была практически забыта идея профессора Д.М.Маккея о логоне (1950 г.), которая тогда позволяла развернуть весь подход в «теории информации» в иную сторону;
– необходимо, на наш взгляд, снова вернуться на научную основу обсуждения проблем, вспомнить, что уже более 100 лет существуют науки семиотика, лингвистика, которые уже дали многие важные ответы на данные проблемы. Существует теория Шеннона СТИ, которая прекрасно справилась со своими задачами, и не нужно было возлагать на нее не свойственные ей функции. Семантическая теория информации с самого начала была основана на предельном упрощении задачи и, кроме крайне частных случаев, не могла принести к чему-то серьезному и конструктивному, но многих завела в тупик на долгие десятилетия. Постепенно новые модели знаний и возможности решения проблем на основе ИИ уже не смогли изменить общей ситуации. Философы, не разобравшись в математических проблемах и заняв разные позиции, серьезно усилили общий хаос.

4. Новые ИТ-технологии на основе вычислительной техники в течение 60 лет помогали людям в работе с информацией и знаниями, но пока не смогли решительно изменить ситуацию перед нарастающим валом проблем с информацией и знаниями.

5. Новая технология создания ИС на основе технологии прямого наложения знаний в виде вариантов элинга/АСУЗ/БАНЗ позволяет решать целый ряд проблем в самой тяжелой части – с сатурацией (перенасыщением знаниями). Интересно, что этому, по сути ничего не мешает. Даже для отдельных вариантов применения, по сути, и денег-то не надо, в частности, для крупных предприятий/организаций. Элинга может стать новым носителем знаний для XXI и последующих веков, резко расширяющая возможности печатной книги в эру «массовых коммуникаций».

6. Надо отметить, что достаточно давно существует решение (с начала 80-х годов ХХ века) – создание ЭВМ пятого поколения как мошной ИС. Она в любом случае радикально улучшит ситуацию с работой со знаниями и информацией для людей и для всех ИТ-технологий, в частности. Так что в любом случае существуют все основания для оптимизма на будущее.»

А дальше каждый выбирает свой путь, или жить прошлым и в прошлом, или идти в будущее, которое уже на самом деле является настоящим!
Вернуться к началу
 
 
sirius-2
  Re: Управление знаниями
СообщениеДобавлено: 02.05.21 11:31 

Зарегистрирован: 20.08.03 17:35
Сообщения: 451
Откуда: Н.Новгород
23 апреля 2021 г. мой аспирант Киров Д.И. выступил на ХХVII Международной научно-технической конференции "Информационные системы и технологии ИСТ-2021" в НГТУ им. Р.Е.Алексеева с докладом Киров Д.И., Бронфельд Г.Б. Некоторые сравнительные эксперименты для элинги // Материалы "ХХVII Международной научно-технической конференции "Информационные системы и технологии ИСТ-2021", г.Н.Новгород, НГТУ им. Р.Е.Алексеева, 2021.
Встретили хорошо.

Ранее была опубликована статья, о которой уже писал

DOI: 10.36622/vstu.2021.83.1.014 Киров Д.И., Бронфельд Г.Б. Сравнительный анализ процесса поиска ответов по текстовому источнику и с помощью интеллектуальной электронной книги// Системы управления и информационные технологии, №1(83), 2021. – С. 72-77.

В докладе изложены результаты серии сравнительных экспериментов. Они символизировали основное завершение работ над новой технологией работы со знаниями с 2002 г.

За почти 50 лет активной и периодически весьма успешной научно-технической деятельности я много раз проходил этапы от зарождения некоего решения до его реализации, иногда и применения по всему миру. На последнем этапе меня обычно забывали. Не только в России, но и за рубежом, многие люди не являются идеальными.

Например, одно из первых моих новых технологических решений, это устройство обнаружения отказов, разработанное мною для спасения моей АСУТП в 1974 г. и потом работало успешно более 20 лет. В мире это теперь можно найти в Википедии под названием «сторожевой таймер». Первые варианты ссылались на зарубежные первоисточники от 1996 г. Но у меня на это в 70-х годах были получены авторские свидетельства, а в 1984 г. опубликовано в центральном советском научно-техническом журнале. Тогда все произошло достаточно быстро за 2 месяца и уже после этого периода мне стало ясно, что еще будет выпускаться и применяться в мире. Но в СССР подобные попытки индивидуального производства могли закончиться просто расстрелом.

В новой моей прорывной технологии работы со знаниями это теперь через 19 лет, но все-таки перелом, происходит (чувствую) - после проведенных экспериментов.

Теперь пройдет еще 3-4 года, череда определенных событий, а потом неизбежно начнется все расширяющееся применение. И не исключаю, к концу текущего десятилетия это будут миллионы, а то и десятки миллионов в мире.

«Технологическую сингулярность» (предсказанную в начале 90-х годов) – никто не отменял.

Теперь мое же высказывание – «Будущее пришло, но еще не наступило», можно представить в виде - «Будущее не только пришло, но уже начинает шевелиться».

«Кто не успел, тот опоздал».

Так что заранее приношу извинения, если кого-то это неожиданное и быстрое широкое применение в будущем данной технологии, а точнее уже их комплекса , поставит в нехорошее положение.
Вернуться к началу
 
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:



Powered by phpBB © 2001, 2007 phpBB Group
© АУП-Консалтинг, 2002 - 2024