Начнем с того, что потребители в Союзе никогда собственниками средств производства не были, ибо вся собственность в Союзе принадлежала бюрократии, в ее специфической форме, форме КПСС. От чего страна родная и загнулась. И продолжает загибаться сейчас как от российской реинкарнации бюрократического тоталитаризма, так и от ее же альтер его, российского как бы бизнеса, действующего в логике проституирующего фундаментализма (по Соросу - рыночного фундаментализма, по Делягину - фундаментализма либерального).
Реально собственностью потребителя на средства производства являлись и продолжают являться жилье, собственный транспорт, различные гаражи, дачи, садовые участки и т.п., а также все то, что является материальной базой удовлетворения текущих жизненных потребностей, от кухонного оборудования до компьютера и телефона. Так что с логикой управления принадлежащими человеку средствами производства каждый из нас знаком не понаслышке, хорошо понимает, чем отличается собственная квартира от квартиры арендованной или, что попроще, собственный автомобиль от такси, и мало кто жалуется на недостаток интереса и компетентности в деле управления своими производственными активами.
Если же говорить о бизнесе, то, по меньшей мере, три могучие отрасли уже давно действуют на основе инструментов собственности потребителя на средства производства (или производных от них) и имеют колоссальный потенциал развития: общества взаимного страхования, таймшер и правильная потребительская кооперация.
В чем выгода потребителя? В потребительской выгоде, которая суть получаемые одновременно (!!!):
1. Сокращение потребительских затрат
2. Повышение качества потребления
3. Улучшение сервиса
4. Усиление ответственности производителя
5. Наконец, самое главное - капитализацию, то есть превращение в весьма эффективный капитал существенной части потребительских затрат
Довольны ситуацией в этом случае и другие участники процесса:
1. Производитель, у которого снимаются проблемы сбыта, кредитов и инвестиций, но появляются проблемы повышения качества продукции, снижения ее себестоимости и обеспечения "пожизненной гарантии" на нее, в сочетании, при необходимости, с ее апдейтом
2. Эксперты "от Потребителя", которые обеспечивают потребителю правильность решений относительно средств производства, которые необходимо приобрести или построить
3. Логистики "от Потребителя", которые снижают издержки обращения и обеспечивают наивысшее качество поставляемой продукции
Кто отстраняется от дела? Все ненужные посредники, от бюрократии и бизнеса до банков и коммерции, ну да они с голоду не помрут, ребята стойкие, тем более что и в новой экономике у них дел может быть выше крыши
Учитывая, что собственность потребителя на средства производства превосходит по своей коммерческой эффективности традиционную частную собственность бизнеса и бюрократии в разы, если не на порядок, то и для экономики в целом переход к собственности потребителя на средства производства означает выход на новую, неизмеримо более высокую орбиту социально-экономической эффективности.
А если говорить о заинтересованности потребителя в управлении средствами производства, точнее, об ее, по Вашему мнению, отсутствии, то тут Вы как раз очень сильно ошибаетесь, и логически, и практически. По одной простой причине: если для бизнеса и менеджмента важно впарить товар потребителю, а там хоть трава не расти, то потребитель все приобретенное принимает вовнутрь, что и обеспечивает его кровную заинтересованность в достижении надлежащего качества потребляемой им продукции. Другое дело, что эту заинтересованность от реализует не непосредственно, а через специальные институты, в том числе - потребприемку на предприятии.
Так что, в какую категорию ни погрузись, везде получается, что собственность потребителя на средства производства отправит все остальные виды собственности на свалку истории. Просто в силу своей более высокой эффективности, хоть с логической, хоть с клинической, хоть с исторической точки зрения. Всего-то и делов!