2. Сущность стоимостиЛюбой товар является некоторым средством предоставления определенных возможностей другой стороне обмена. Возможностей именно потребительских, пользовательских. Потому что эта другая сторона приобретает товар только с этой целью. Если исключить случаи переобмена товаров, которые, впрочем, все равно, заканчиваются одним и тем же – попаданием товара к конечному приобретателю. Который либо сам использует возможности, предоставляемые товаром, либо передает их другим людям на безвозмездной основе.
Самому же владельцу товар не всегда может предоставить такие возможности. А если и может, то эти возможности ему либо не нужны, либо ими он может пренебречь. В угоду более важным для него. Что и делает возможным использование данного товара для создания необходимых условий бытия другой стороне обмена. Самому владельцу товар дает только возможность дать нечто другой стороне, предоставить какие-то пользовательские возможности ей. Товар дает своему владельцу возможность отчуждения товара, предоставления с его помощью потребительских возможностей другой стороне.
Эта возможность является не потребительской, а обменной. В силу того, что она являет собой способность субъекта обменять нечто свое на чужое. И возникает только для обмена и осуществляется лишь в нем. Но свою обменную возможность субъект реализует не из филантропических соображений, а для того, что реализовать другую потенцию – возможность выменять чужой товар за свой, получить его в собственное распоряжение. Поэтому эту возможность – возможность присвоения – логично назвать выменной. Совокупность обменных и выменных возможностей субъекта составляет множество его меновых возможностей*.
Размер же, величина этих возможностей определяется как раз количествами тех товаров, которые участвуют в их реализации. А это значит, что за соотношением товаров стоит соотношение меновых возможностей сторон. И сущность стоимость заключается именно в том, что она есть соотношение не просто количеств товаров, но возможностей сторон обмена. Именно эти, субъектные, человеческие, возможности есть то общее, однородное, что стоит за товарами и приравнивается при обмене их. Потому что человеку нужен не сам по себе товар, а либо его способность удовлетворить некоторые потребности, либо возможность обменять свой товар на чужой, и уже с помощью последнего удовлетворить свои потребности. Цель – одна. Только пути – разные.
____________________
* См. подробнее в SA.639 - [...] и SA.640 - [...]