fil
признАюсь, не люблю я истины, прописанные в любом учебнике, потому что, как правило они работают раз через раз, да и то в лучшем случае с погрешностью в +/- 50% (если конечно это не естественные науки, как математика или физика, хотя и там не всегда 2*2=4)! Учебники за тем и созданы - чтоб учиться, а не для того, чтобы им слепо верить. Как говорится "Жизнь намного богачее нашего воображения"!
Вот несколько примеров (часть кстати тоже из учебников, специально для сравнения), когда эти цифры просто миф:
1. Монопсония (учебный пример), на этом рынке к Вам придет ровно 1 покупатель и он сразу же будет равен 100%, причем он всегда будет 100%, на любой стадии ЖЦП
2. Рынок, где количество покупателей, не больше 10 в стране(оборонные предприятия, институты микрохирургии глаза и т.п), там простой математикой получается, что на первой, да и на второй стадии может прийти не менее 10% покупателей, а на самом деле придут все сразу, тобиш 100% ибо продукт сделан именно для них.
3. Рынок основных коммунальных услуг (как в прочем и рынок многих других гос. услуг) - увы, тут тоже все поняно, не могут покупатели подключаться кучками по 2,5 - 34%
4. Иннновационные компании с их продуктами, так же не подвержены математике, по самым очевидным причинам
5. Мы выпустили продукт "А" на рынок FMCG и не получили ни одной вторичной покупки, как тогда быть с указанной выше математикой?
6. Рынок совершенной конкуренции (существующий тоже, только на страницах учебников) - вообще никогда не сможет продавать в тех пропорциях и процентах, какие написаны у Вас - просто по определению этого самого рынка.
7. Реальный пример. Наше предприятие около года назад выпустило продукт "Конфеты с начинкой "х". Схема работы предприятия такова: заявки на "пробную" партию формируются заранее, через систему дистрибуции. С момента отгрузки дистрибуторам до попадания продукта в магазины прохоит определенное время. Вторая заявка поступившая на комбинат была равна 103% от максимальной производственной мощности линии, в срочном порядке перевели на производство этих конфет еще одну (более мощную) производственную линию, третья заявка была в размере 96% от производственной мощности обеих линий. На предприятии задумались о покупке еще одной линии, но спрос стабилизовался и теперь ежемесячно мы отгружаем "х тонн" +/- 5% этих конфет. Если брать емкость рынка таких конфет за 100%, то в нашем случае получилось следующее:
1. Этап внедрения (это первая заявка) - около 7%
2. Этап роста (это вторая заявка) - около 20%
3. Этап взросления (третья заявка) - около 45%
Или следует объединить все три "моих стадии" в одну или как-то еще поступить, но увы - никак не получаются те цифры, которые были во многих учебниках.
Ох, чуть не забыл... Рынок любого продукта равен 100% (это все потенциальные и реальные покупатели), одновременно ряд компаний выпускают схожие продукты на этот рынок (практически любой товар с рынка FMCG) и каждый считает, что к нему придут те самые проценты, на известных стадиях, но, о горе, два конкурента имеют активную рыночную позицию (мощные маркетинговый бюджет и эффективную систему дистрибуции) а остальные пассивную. К Компаниям-пассивам пришло не более 5% покупателй на всех жизненных стадия товара, а вот к активным пришли все остальные. Руководство компаний недоумевает - в чем дело, ведь в учебниках было написано совсем по-другому, где же наши покупатели???
Простите мне излишнуюю категоричность - но я уверен, проверил на практике, могу с кем угодно поспорить - нет прописных истин, нет гарантированных цифр, ни в одном учебнике (которые, кстати говоря, в основном пишут профессора и доценты и рядом не сидевшие с маркетингом) не может быть ничего, кроме материала к размышлению, идей, которые нужно еще долго и тщательно адаптировать и чужих умозаключений.
_________________ С уважением, Роман.
|