В ходе бурного развития последних 50 лет земная цивилизация превратилась в мощную биолого-геологическую силу, способную разрушить равновесие всех основных циклов земной биосферы. Такое положение не может не беспокоить.
Уже давно передовые умы беспокоили локальные кризисные ситуации внутри отдельных стран и на территории отдельных континентов. Английский экономист Т. Мальтус (1766-1834) обращал внимание на то, что население возрастает гораздо быстрее, чем растут средства существования. Д. Кейнс (1883-1946) на основе анализа данных статистики, пришел к выводу, что именно перенаселение Европы спровоцировало Первую миро-вую войну.
В России саратовский ученый Адамов А. К. впервые выдвинул идеи ноосферного развития человечества (осовременив учение В. И. Вернадского давшего само определение "ноосфера", то есть "сфера разума").
Современные ученые доказали, что в сегодняшнем мире стремительно возрастает напряженность как во взаимодействии между всем человечеством и всей биосферой, так и внутри самого человечества. Сложившиеся в мире тенденции, с нынешними темпами рос-та экономики и населения, с нынешними социально-экономическими системами, с суще-ствующим взаимодействием внутри мирового общества неизбежно вызовут скорое само-разрушение цивилизации. Ни одно Правительство, ни одно государство уже не в состоя-нии самостоятельно остановить ускоренное движение человечества к вселенской катаст-рофе. Ученые, общественность, представители религии считают, что проблему можно решить только всем миром. До недавнего времени в среде обеспокоенных судьбой Земли не было научного обоснования необходимости подобных всемирных усилий.
В новом тысячелетии наука обогатилась разработкой российского ученого Арка-дия Павловича Федотова под названием "Глобалистика". Он, на основе интегральных количественных критериев, определяет допустимую антропогенную нагрузку на Землю для выживания человечества и биосферы и допустимую социально-экономическую дисгармонию внутри самого общества, не выходя за которую только и можно гармонизировать взаимодействие между человечеством и биосферой и взаимодействие внутри самого человечества.
В таблицах, графиках и диаграммах Федотов убедительно доказывает, что происходит стремительное нарастание напряженности в отношениях как между обществом и природой, так и внутри самого общества. В своих обобщениях он широко использует оте-чественную статистику, данные ООН и опирается на выводы авторитетных зарубежных аналитиков - группы Медоузов (США), Й.Рандерса (Нидерланды), А.Гора (США), Ф.Миттерана (Франция) и других. На основании наглядных и понятных расчетов автор делает вывод, что нашей цивилизации, если не изменить ее ориентиров, осталось просу-ществовать не далее 2025 года.
Анализируя новую науку А.П. Федотова, с ахроматических позиций должен признать ее сверх важность, архи своевременность и достоверность. Основоположник "Ахроматизма" Е.С. Копачев (1934-1994) еще задолго до вышеупомянутых Адамова и Федотова, доказал неизбежность гибели земной цивилизации при традиционных политических, экономических, экологических и социальных отношениях людей, государств и Природы. К сожалению, в то время не существовало методологии предложенной "Глобалистикой" и свои выводы он получил эмпирическим путем, но результаты поразительно схожи. В брошюре, изданной после смерти автора: Копачев Е.С. "Манифест ахроматиста…" Краснодар «Советская Кубань» 2000 г. так же утверждается и о наступившем разрушении биосферы, о росте непримиримых противоречий между государствами, об ускоренном повы-шении конфликтности современного общества, об ухудшении психологического климата в трудовых коллективах и даже в семьях наших современников.
В свое время Копачев не видел формул, выведенных Федотовым и не подозревал, что устойчивость развития мира определяется делением реальной плотности мощности антропогенной нагрузки на мощность допустимой нагрузки – (Isd = D/Dsd ). Но он предполагал, что, дающее соблазн легкого развязывания войн под любыми предлогами, нарушение мирового политического равновесия путем ликвидации СССР; что уносящие тысячи человеческих жизней цунами, тайфуны и рост буйства других стихий; что, несущее стресс и потерю сотен человеческих жизней, рост терроризма, экстремизма и фобий – это все попытки мудрой ноосферы облегчить непосильную ношу, взваленной на ее плечи не-разумным Человечеством. Сроки конца современной разумной жизни у Копачева менее конкретны, но тоже не слишком отдаленные.
Казалось бы между "Ахроматизмом" и "Глобалистикой" полнейшая согласованность и взаимопонимание. Даже в том, что социалистический строй наиболее благоприятен для создания гармонического общества, способного не допустить столь близкого краха цивилизации, Копачев и Федотов единодушны. Однако пути и способы создания такого общества у них разнятся радикально.
"Глобалистика" декларативно требует: подчинить все науки одной цели, повсеместно перейти на экономику квазинулевого экономического роста, запретить капиталистический механизм хозяйствования, добиться, чтобы капитализм передал свои социально-экономические функции экологическому социализму (новую теорию экологического социализма только предстоит разработать). К решению этих проблем предлагается привлечь всех политиков мира, все правительства, всю науку и т.д.
"Ахроматизм", признавая всю своевременность и актуальность таких задач, утверждает, что политики всегда и всюду используют силу народной поддержки их лозунгов для обеспечения собственной выгоды и априори не способны поступиться своими интересами ради обретения блага электоратом. Что сильные, высокотехнологичные государства, ни под какими доводами не согласятся преднамеренно снизить свой уровень потребления. По поводу возможности спасительной деятельности справедливого мирового лидера или создания правильного мирового правительства Копачев доказывает, что такой лидер и такое правительство в итоге непременно: "окажется борцом за интересы привилегированных стран и наиболее влиятельных социальных групп". А это еще больше усугубит ситуацию. Кроме этого в учении доказывается, что любое принуждение к перемене устоявшегося уклада жизни даже на небольшой территории вызывает очень значительное напряжение в обществе. Попытки принудить целую систему хозяйствования к переходу на другой тип деятельности – катастрофичны. Из всего изложенного напрашивается вывод о том, что "Глобалистика", подарив Человечеству точный метод диагностики смертельного заболевания Земли, к сожалению, предлагает нереальный способ лечения.
У "Ахроматизма" есть менее конфликтный, но гораздо более надежный способ, и на пути его применения препятствия гораздо меньших масштабов. С учетом потенциального интереса и российского Правительства и мировой общественности к проблемам сохранения жизни на планете думаю преодолеть такие препятствия вполне возможно.
По ахроматическим представлениям любую систему отношений (не только капиталистическую довольно эффективную и в экономическом и социальном аспекте, но и такие несправедливые как базирующиеся на авторитарной диктатуре, на религиозном фанатизме и даже такие экзотические как основанные на принципах "воровских понятий") вполне можно преобразовать изнутри в совершенную ахроматическую. Для этого необходима лишь возможность свободной деятельности внутри такой системы группы лиц искренне желающих такого преобразования. Исходя из сказанного, ахроматический способ преобразований имеет огромное преимущество (в смысле сохранения спокойствия общества), так как не требует и даже считает вредными любые принуждения в ходе преобразований.
Важным преимуществом ахроматического способа, особенно для нашей довольно слабой страны является то, что практика применения ахроматических производственных отношений показала огромный рост производительности труда, при заметном снижении энергозатрат и финансовых средств. Если развивать эту тему, то стоит отметить что этот способ организации общества и производственных связей гарантирует успешное решение многих проблем нашей страны. Модернизацию армии он обеспечивает с резким снижением затрат, но при гарантированном повышении готовности к выполнению поставленных задач. Медицину преобразует из покорного и бездушного слуги фармакологического бизнеса, империалистического по сути, в отрасль эффективно обеспечивающую сохранение сил и здоровья населения. Образование из поглощающей время обузы превращается в ув-лекательное совершенствование личностей. Упрощается решение многих социальных проблем.
Что же препятствует реализации ахроматических начинаний?
Ахроматизм не может реализовываться по Закону, Указу, распоряжением или другим видом принуждения. Его освоение и расширение возможно только лишь путем перехода к ахроматическим производственным отношениям сначала в первичных производст-венных коллективах на территории одного населенного пункта. И только при условии, что все участники процесса, под влиянием искреннего агитатора, поверят в эффективность метода, искренне пожелают лично проверить его на практике и согласятся при этом не допускать урона природе. Такая работа должна длиться до тех пор, пока в большинстве коллективов появится единодушное желание работать на ахроматических принципах, а для комплектования недостающих производственных звеньев в населенном пункте появится достаточно добровольцев, горящих желанием занять эти вакансии на ахроматических условиях.
В последующем, занятые ахроматическим производством и использующие ахроматические связи коллективы и предприятия, ощутившие на практике выгоды от применения метода, предпринимают попытки привлечь к новым отношениям своих смежников. Положительные примеры резкого роста экономических и социальных показателей предприятий ахроматического типа, агитация смежников, настойчивые требования осуществить ахроматическую реорганизацию, исходящие от рядовых работников к своим руководителям на других предприятиях – приведут к росту количества ахроматических коллективов в геометрической прогрессии. А вскоре и к бурному росту количества таких пред-приятий в регионе и стране. На территориях охваченных новой организацией производства Причиной внедрения метода за рубежом пока могут стать только демонстрация эконо-мической эффективности у нас.
Реализации перечисленных этапов препятствует ненадлежащий настрой руководителей производства и чиновников. Теоретически это препятствие не слишком опасное, но практика последних десятилетий продемонстрировала непреодолимость такого препона. При новом подходе изжившие себя в прошлом веке способы организации и оплаты по нормам и расценкам, не применяются. А ахроматические способы организации труда и отношений полностью ликвидируют возможности незаконной, "дополнительной" эксплуатации своих должностей в лично-собственических целях всеми руководителями производства и управленцами: от самых низших до самых высоких. Мгновенно, люди, теряющие свои блага, объединяют усилия для запрета новшества. Они быстро и грубо добиваются официального запрета нововведений, или силой втайне ликвидируют производство, спекулируя на том, что новшество никому ранее не было известно и никем официально не было рекомендовано. Руководство отстраняло ахроматические коллективы от участия в производстве, даже в тех случаях когда неправомерность таких действий была доказана в суде. При этом никого не интересуют грандиозные положительные перемены на производстве, в экономике, в социальной сфере и оздоровление психологического климата на участке.
Казалось бы, можно убедить чиновников производственного профиля дать официальное разрешение на испытание способа в небольшой части подведомственной им территории. Они с умилением выслушивают рассказ о фантастических успехах и невиданной мотивации заинтересованности работников в делах производства. (Она такая, что я не раз лично наблюдал как работники из дому, втайне от родственников приносили на производство недостающие инструменты и материалы!). Но чиновник (от поселкового и до областного) пуще смерти боится вызвать подозрение в проявлении инициативы. Чиновники же столичного уровня не могут позволить себе разменять свое драгоценное внимание на меленькую инициативку с самых низов. Если где и пожелают сделать вид, что не прошли мимо обращения с низов, то непременно переадресовывают послание в епархию Грефа.
За многолетние мои бумажные общения с Минэкономразвития я узнал, что там уверены непогрешимости их представлений о том, в чем нуждается страна. В их последней отписке прошлого года (17.10.20050) они даже заявляют, что им понятна "позитивная направленность авторских предложений" Но их беспокоит, что наш народ, в том виде в каком он сейчас пребывает, не сможет работать на ахроматических принципах, что потребуется предварительное "изменение мировоззрения людей, иного понимания смысла жизни, целей и идеалов". Видимо те мои примеры, где я рассказывал как в ахроматических коллективах, именно новые производственные отношения преобразовывали, "очеловечивали" людей – они при поверхностном прочтении не заметили.
Как и предполагал Копачев внедрить метод, надеясь на согласие руководителей производства или на одобрение государственных мужей, слишком сложно. Остается наде-яться на объединение вокруг такой цели неравнодушных и обеспокоенных грядущим. Ведь при явном росте апатии и деградации общества в стране еще есть миллионы людей с активными жизненными позициями.
Хотелось бы, чтобы часть из них заинтересовалась обозначенными здесь идеями. Поскольку начинать приходится в неблагоприятной среде, хотелось бы видеть в этой среде молодых и очень активных вроде современных "наших" или комсомольцев. Но только без их острой политической непримиримости. Ахроматическое общество строится на толерантности к чужим мнениям, взглядам и поведению. В этом плане мне импонирует стиль общественного объединения бизнесменов "Деловая Россия". Они ищут не врагов, но союзников, а, защищая интересы бизнеса, не требую экзекуций, лишь доказывают и убеждают в совпадении своих интересов с интересами всех граждан. Таковы мои мысли и надежды.
Петрович.
|