Повод:
post146747.html#p146747ValeriyVK : «Как можно указать содержание меновой стоимости, т.е. пропорции, в которой обменивается товар А на товары В, С, ..., N, а товар N на товары А,В,C, ..., N-1. Пропорция она и есть пропорция, как ее ни крути.
И сколько можно мусолить эту задачу. Решения то нет, так как его нет по определению. А все дело в том, что пропорция товара А к N товарам меняется ежесекундно, так как N - ну очень большое число!»Прошу почтенную публику зафиксировать в своем сознании тот факт, что марксист В.Калюжный в отношении содержания менстоимости занимает ту же позицию, что и заядлый антимарксист – А. Усов*. Оба они абсолютно не в состоянии, увы, видеть за словами «пропорция», «соотношение» того, что действительно скрывается за ними. Того, что эти слова обозначают. Эти «тамбовские товарищи» мыслят пропорцию, как математическое отношение, как частное от деления одного числа на другое. И всё! Вся глубина философского содержания понятия «соотношение» недоступна им.
А причина такого, пардон, убогого понимания связи товаров в чем? – Она в том, что пропорции обмена, видите ли, очень изменчивая штука! Как будто изменчивость количества денег в моем кармане делает эти деньги менее реальными. Чем если бы эта сумма была постоянна. Или переменчивость отношений между мужем и женой делают менее реальной то целое, что порождает эта связь, – семью.
То, что меновые пропорции, то бишь, меновая стоимость (или цена, когда идет обмен товара не деньги), постоянно колеблются, не есть основание для отрицания у них содержания. Просто, это содержание не обладает такой статичностью. Как этого бы хотелось тому, кто пытается их понять. Ребятки хотят, чтобы все было просто. И потому уходят от изменчивости. Чем облегчают себе задачу, но зато искажают действительность. И закрывают себе путь к истине.
Да и потом. Я не думаю, что ВК полностью отрицает содержание у менстоимости. Он, как истый марксист, идет в этом вопросе за Марксом (потому как собственной концепции стоимости, насколько я понял, у него нет). То есть, он считает, что содержанием менстоимости является труд, который вкладывается в производство товара. Но даже если и так, то это совсем не отрицает того факта, что менстоимость есть связь. Ведь обмен, по давно устаревшим представлениям марксистов происходит потому, что обмениваются товары, в которых представлены РАВНЫЕ количества общественно-необходимого труда.
А это значит, что за соотношением, за связью товаров, марксисты (надо же!) усматривают связь между трудами, что эти товары произвели. Правда, бедняжки никак не могут решить вопрос в том, ЧТО же служит основой обмена, когда трудов-то этих нет. Эти вопросы их всегда ставят в ступор. И кроме перехода на личности или ухода от вопроса ничего не вызывают.
Даже если так, даже если мыслить обмен товаров как обмен трудов, вложенных в них, то это все равно не устраняет вопрос о связи этих трудов. Все равно меновая стоимость есть нечто целое, что связывает эти труды (товары) в одно целое. И существует ли эта связь между трудами? – Да, она существует. Но, только, не всегда. Потому что не всегда есть труд по производству товаров. Да и, не главное это в связи между товарами. Которая есть всегда, даже если нет связи между трудами.
Главное внимание нужно обратить не на связь между трудами разных сторон обмена, а на связь того, Что отдает и получает ОДНА И ТА ЖЕ сторона. А если видеть дело так, то сразу становится ясно, что за соотношением (связью) товаров стоит соотношение, связь того, что субъект тратит (делает) для того, чтобы получить возможность удовлетворить свои потребности.
Тут, в принципе, то же самое, что и при натуральном хозяйстве. Когда субъект потребляет то, что сам же произвел. Просто, тут его личные усилия ведут к потреблению не его товара, а чужого. В силу того, что существует обмен. По сути, менстоимость есть связь между ДЕЯНИЯМИ субъекта. Одного и то же субъекта. Это есть связь между причиной и следствиями. Между теми действиями, которые он предпринимает, чтобы завладеть своим товаром, и тем процессом потребления, который ему обеспечивает чужой товар. Вот и всё.
Рациональный человек всегда стремится получить максимум результата при минимуме затрат. И это – нормально. Плохо лишь то, что эта психология переносится с природы и на людей. Субъект начинает относиться так же и к другим людям. Перестает отдавать им все, что может, как это было в первобытном обществе и должно быть (на других основаниях) в коммунистическом и брать себе по возможности. А начинать рвать с других все, что возможно, а отдать как можно меньше. Или вообще ничего не отдавать. Паразитировать на шее других. Откуда и произрастает имущественное неравенство между людьми. И все то, что следует из него. Нищета одних и безумное богатство других. А следом – ненависть между людьми, войны, революции, терроризм.
____________________
* См. SA.780 -
[...]