§ 4. Меновая стоимость …не потребительная стоимость, а меновая стоимость есть самоцель… К. Маркс. Не будь потребительной стоимости, не было бы и меновой стоимости, и цель всё-таки прибавочная стоимость (то есть – неоплаченная стоимость), или по буржуазному – прибыль. Меновая стоимость выступает, прежде всего, как количественное отношение, в котором потребительные стоимости обмениваются одна на другую. …Как меновая стоимость, одна потребительная стоимость стоит ровно столько, сколько и другая, если только они взяты в правильной пропорции. Напомню так же, что какая бы то ни было стоимость определяется ещё и психологическими мотивами, как нас уверяют. Один сорт товара так же хорош, как и другой, если равны их меновые стоимости [Курсив мой – В. Д.]. Между вещами, имеющими равные меновые стоимости, не существует никакой разницы, или различия… Количество железа или свинца на сто фунтов стерлингов имеет такую же меновую стоимость, как и количество серебра или золота на сто фунтов стерлингов. Но как было определено это меновое соотношение? Количеством труда или величиной спроса и предложения? Нужно ли учитывать «потребительный спрос»? И как быть с «ценностью»? Кроме того, во времена кризисов меновые стоимости резко меняются и количество или время затраченного труда, вложенного в создание продукта, не играет никакой роли. И все стоимости теряют, приписывавшиеся им ранее значения. Да и не надо приписывать – вспомните рассказы о том, как «дикари» отдавали золото за стеклянные бусы. Скажите, пожалуйста, что происходило в этот момент со стоимостью, с меновой стоимостью, с рабочим временем, с трудом, затраченным на производство этих стекляшек? Каким это таким чудесным образом стоимость производства золота сравнялась со стоимостью производства стекла? Таких чудес не происходило бы, если бы «стоимость» была от природы присуща товарному телу стекла или золота, если бы «стоимость» была плоть от плоти молекул товарного тела; или – труда. Подобно тому, как фунт железа и фунт золота, несмотря на их различные физические и химические свойства, представляют один и тот же вес, точно так же потребительные стоимости двух товаров, содержащих одинаковое рабочее время, представляют одну и ту же меновую стоимость. Таким образом, меновая стоимость выступает как общественная определённость потребительных стоимостей, как определённость, по природе присущая им как вещам, и благодаря которой они в процессе обмена точно так же замещают друг друга в определённых количественных отношениях и составляют эквиваленты, как простые химические вещества, соединяясь в определённых количественных отношениях, составляют химические эквиваленты. Мне кажется, что Маркс цепляется за рабочее время потому, что никак иначе измерить вложенный труд ему не представляется возможным. А он очень фетишизирует труд. И, опять же, во время войн и других подобных событий на фунт золота можно «купить» хлеба гораздо больше, чем на его эквивалент в форме железа; то есть все стоимости теряют свои права и на первое место выступает «ценность». Так как меновая стоимость товаров в действительности есть не что иное, как взаимное отношение труда отдельных лиц в качестве равного и всеобщего, не что иное, как предметное выражение специфически общественной формы труда, то тавтологией является утверждение, что труд есть единственный источник меновой стоимости, а потому и богатства, поскольку оно состоит из меновых стоимостей. Такой же тавтологией является утверждение, что вещество природы, как таковое, не имеет меновой стоимости [Курсив мой – В. Д.], так как оно не содержит труда и что меновая стоимость, как таковая, не содержит вещества природы. Значит всякая функция «стоимости» есть договорная составляющая, а не присущая ей от природы? Но если, таким образом, один товар измеряет свою меновую стоимость потребительными стоимостями всех других товаров, то, наоборот, меновые стоимости всех других товаров измеряются потребительной стоимостью этого, измеряющегося в них, товара. Другими словами, меновая стоимость это соотношение между двумя потребительными стоимостями (ценностями, благами), поэтому меновая стоимость никоим образом не может измерить какую-либо отдельную, т. е. не соотнесённую с другой, потребительную стоимость. А так как… Эквивалент есть, в сущности, меновая стоимость одного товара, выраженная в потребительной стоимости какого-нибудь другого товара. Итак, определение продукта как меновой стоимости необходимо приводит к тому, что меновая стоимость получает оторванное, отделённое от продукта существование. Меновая стоимость, отделённая от самих товаров и существующая наряду с ними, как самостоятельный товар, есть деньги. Все свойства товара как меновой стоимости выступают в деньгах как отличный от него предмет, как отделённая от его натуральной формы существования социальная форма существования. «Меновая стоимость есть деньги», а «деньги есть выражение стоимости товара, т. е. – цена». Или словами Самого… Меновая стоимость товаров, выраженная …как всеобщая эквивалентность и одновременно как степень этой эквивалентности в одном специфическом товаре, или в одном-единственном уравнении товаров со специфическим товаром, есть цена. На основании чего Карл Маркс утверждает также, что… Меновая стоимость не совпадает с качеством. Самые полезные вещи, такие, как знание, не имеют меновой стоимости. Всё было бы хорошо, если бы стоимость была количественным показателем. Но «производственные отношения» и «затраты» не есть «количество», хотя и могут быть выражены количественным показателем, впрочем, как и качественным. Скорее всего «меновую стоимость» можно вовсе исключить, если сама «стоимость» есть и предпосылка, и создатель, и результат обмена. И цена не может быть одновременно и «денежным выражением» стоимости и (меновой) стоимостью.
|