SA.925ТЦТ: ФАКТОРЫ ЦЕНЫ. Цена товара и его полезность На философском уровне работы с ценой о ее соотношении с полезностью товара можно было бы и не говорить. Потому само свойство товара «приносить человеку пользу» не является всеобщим. Просто, потому, что не все товары приносят человеку пользу. Некоторый нейтральны в этом отношении, некоторые, вообще, приносят один вред. А другие – приносят одновременно и пользу, и вред. К примеру, любое лекарство и лечит, и калечит. Как утверждает русский народ.
И сказать об этом надо потому лишь, что наши западные «братья» и их восточные подхалимы уж слишком глубоко погрязли в своих заблуждениях в области цены и стоимости товара, взяв за исходный принцип полезность товара. При объяснении и меновой «ценности», как они выражаются, имея в виде стоимость меновую, и цены-матушки. И нам, русским, славянам, надо их вытащить оттуда. Потому как душа у нас добрая. А заодно спасти и те заблудшие души, что попали в сети ложных западных теорий по тем или иным причинам с нашей стороны. То ли из корысти, то ли, просто, по недомыслию своему.
Перетягивая западное понятие полезности в русский язык, мы обижаем последний его искажением. Нарушением его правил. Потому что начинаем разуметь под полезностью не то, что в действительности под ней надо понимать, а какую-то «способность товара удовлетворять потребности человека». Вещь, в принципе, имеющую право на существование. Но для которой в нашем родном языке уже есть понятие – «потребительная стоимость товара». Поэтому получается и искажение понятия полезности истинного, и «задвоение» терминов. И, очевидно, ни то, ни другое русскому языку не нужны.
Но и сочетание «потребительная стоимость» не является корректным. Именно из-за того, что в нем используется слово «стоимость», которое здесь вполне могло бы быть заменено понятием «ценность». Потому как, по сути, не о стоимости настоящей идет речь. Не о рыночной стоимости товара, а о том, что, вообще, к рынку может не иметь никакого отношения. Ведь товары и без рынка обладают этим свойством – удовлетворять потребности человеков. И в рыночных процесс оно включается как одна из базовых вещей. Могущих существовать и без рынка. До рынка.
Посему, правильнее всего было бы, конечно, говорить не о полезности товара и не о его «потребительной стоимости», а о «потребительной ценности товара». О той важности, значимости этого предмета обмена для его покупателя. В случае, когда речь идет о цене товара. Причем, для полноты картины необходимо было бы ввести в дело еще и понятие «потребительные свойства» товара. Как такое, которое зависит исключительно от самого товара. От его природных и других качеств. В силу того, что сама потребценность есть фактор, зависящий не только от товара, но и от человеков.
Ведь один и тот же товар, товар, обладающий одними и теми же потребсвойствами, имеет совершенно разную ценность для разных людей. И это различие вводится не чем-нибудь иным, а именно потребностями субъектов. Именно включение в процесс потребностей людей и дает конечный результат под названием «потребценность» товара.
Сочетание, связь свойств товара и потребностей человека дают нам понятие ценности товара для данного субъекта. И порождают еще и понятие «необходимости в товаре». Так как ценностью для людей обладают только и только те товары, что им необходимы по той или иной причине. И, если продолжать мыслить философски, а не узко утилитарно, то не только для удовлетворения потребностей, но и для других вещей. Для нужд и надобностей еще. Которые не совпадают в своих значениях полностью с потребностями.
***
Но рассмотрим пока связь цены с этими всеми вещами в терминах, привычных для пипла. То бишь, проследим, каким образом цена товара зависит от его полезности. Беря, конечно, это слово в кавычки. Ибо, по сути, оно в этом значении ошибочно. И в русском языке не должно и не будет употребляться в будущем.
Цена товара является отношением денег к товару, частным от деления количества денег на количество товара. И она зависит от «полезности» товара потому, что от этого зависит количество денег, выделяемое покупателями на приобретение данного товара. Ведь чем более «полезен» (необходим) товар покупателю, тем, при прочих равных, бОльшую сумму он готов выделить из своих доходов на покупку данного товара.
Следовательно, цена товара зависит прямо пропорционально от его «полезности». Чем более полезен, чем более необходим покупателям данный товар, тем больше они денег выделяют на его покупку, и тем больше будет его цена. При этом, динамика цены будет зависеть от величины и силы потребности в товаре. Если потребности, которые удовлетворяются данным товаром, возобновляются постоянно и в том же объеме, то и количество денег, выделяемых на данный, товар будет постоянно. И цена на него будет стабильна.
Если же потребность разовая, и количество потребителей не растет, то наступит момент, когда потребности всех потенциальных покупателей будут удовлетворены, и цена на товар упадет до нуля. Несмотря на все сохранившиеся у него качества. По той простой причине, что потребность в нем, необходимость в нем будет равна нулю. И количество денег – тоже.
***
Здесь же, справедливости ради, необходимо сказать несколько слов и о «полезности» товара для самого продавца товара. А не только для его покупателя. Ведь товар может быть необходим не только покупателю, но и самому его владельцу. Который продает данный товар потому, что есть еще более необходимые для него. А не потому лишь, что ему этот товар не нужен. Не потому, что он лишний.
Нетрудно понять, что цена товара будет тем выше, чем необходимее товар самому продавцу. Потому что он будет крепче держаться своей позиции в торгах. Не будет сбавлять цену. Лишь бы сбыть товар. Ибо даже если он этот товар не продаст, то сможет потребить его сам.